«Мы на pоли геpоев вводили себя». Комментирую Высоцкого

Новости

Среди творческой деятельности Владимира Семеновича Высоцкого есть
немало чувственных и проникновенных примеров поэзии 70-80-х годов. В
это время люди, наконец, смогли придти к некой единой цели, но в то же
время и были скованы общей разрухой, беззаконием и культурным упадком.
Однако именно в такие периоды времени вспыхивают новые звезды, озаряя
мрак и давая надежду на светлое будущее. Такой “звездой” и был
В.С.Высоцкий . Он писал очень простым и понятным языком, в его
произведениях вы не найдете ни идеологических или речевых штампов (так
распространенных во время СССР и начала 90-х), ни сухости официальной
прессы, ни пустопорожней “воды”, которую зачастую используют
начинающие поэты.
Один из самых ярких примеров творчества “Уличного барда” является его
“Баллада о борьбе” или как ее еще называют “Баллада о любви” .
Обычно шедевры, это те произведения, которые прошли испытание
временем, не потеряли своей актуальности и смогут унять слушателя через
десятки, а то и сотни лет. По моему мнению, это произведение было и будет
актуальным еще много лет, но покажет это только время.
Чем же запоминаются эти строки? В первую очередь, как я уже сказал выше,
своей актуальностью и возможностью примерить роль “Книжных детей” на
самих себя. Можно с уверенностью сказать, что если не каждый, то многие в
детстве, а может и сейчас, представлял себя героем одной из своих любимых
сказок или мультфильма, представляли как они путешествуют по самым
разным уголкам мира, отыскивая несметные богатства, повергают в страх
своего противника одним лишь видом своего закаленного в боях меча или
плечом к плечу со своим верным соратником защищаются от стаи диких
зверей в темном полумраке, освещенным лишь слабо тлеющими углями
кострища. Это вполне естественно, так как в юности человек имеет при себе
поистине гигантский запас любознательности, интереса к окружающему его
миру и того что находится внутри него самого. Он силится понять себя и
окружающих, ищет смысл в каждом природном явлении или случайно
произнесенной родителями фразе, примеряет на себя все роли, чтобы
понять, в чем его истинное призвание. Некоторые из юных романтиков
позже вырастают в мужественных людей: расчетливых полководцев,
бесстрашных первооткрывателей, врачей спасающих безнадежных больных,
волонтеров едущие в самые опасные точки планеты, чтобы помочь другим
людям. Эти люди заслуживают непомерного уважения и показывают пример
остальным. Однако многих ждет обыкновенная, размеренная жизнь, где
малейшее изменение повлечет за собой переживания и страх. Эти простые
обыватели земного шара представляют собой подавляющее большинство,
суетливо снующих в своей зоне комфорта и боящихся выйти за рамки
общепринятых норм. Им, скорее всего никогда не придется, как в песне,

“Испытать, завладев
Еще теплым мечом
И доспехи надев,
Что почем, что почем!”.

Во время перового прочтения это произведения мои волосы стали дыбом, а
кожа начала покрываться мурашками при виде этих строк:
Только в гpезы нельзя насовсем убежать:

Кpаткий век у забав — столько боли вокpуг!
Постаpайся ладони у меpтвых pазжать
И оpужье пpинять из натpуженных pук.

Здесь автор заставил меня задуматься о преемственности обязанностей
человека, об истории, о своих предках. От одного поколения к другому, от
отца к сыну, переходит одна и та же обязанность – жить. Жить, чтобы жили
другие.
Вместе с тем осознается, что все твои проблемы и переживания, которые
сейчас кажутся тебе важными, на самом деле всего лишь “Мелкие
катастрофы” не достойные роли “камня преткновения своей жизни”.
Перечитывая первые строки, ты понимаешь всю важность умения выделять
главное в жизни, фильтруя мелкие препятствия от того, что заслуживает
внимания.
В последних, заключительных столбцах я выделил для себя следующие:
— Если, путь пpоpубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жаpком бою испытал, что почем,-
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
Очень важно выбирать в юные годы правильную литературу. Ребенок,
подобно растению, жадно впитывает в себя до последней капли все то, что
видит или слышит вокруг. Если растение растет возле оживленной
автострады, то будет впитывать в себя лишние, а зачастую и вредные
вещества выделяемые автомобилями, то растение вырастает с лишними
листьями, неестественного окраса и изогнутой формы. Если растение растет
в бедной питательными веществами и водой, каменистой почве, то оно
просто не сможет прорасти, пожелтеет, сморщиться, после чего погибнет. И
только если оно вырастет в саду в окружении пчел, солнца и себе подобных
растений, старательно опекаемых опытным садоводом, оно сможет вырасти
прекрасным и благоухающим представителем своего вида. Так и с людьми
хороший и образованный человек не может вырасти как в дефиците знаний,
так и в окружении плохой литературы и общества.

— Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если pуки сложа
Наблюдал свысока,
И в боpьбу не вступил
С подлецом, с палачом,-
Значит, в жизни ты был
Ни пpи чем, ни пpи чем!

Я считаю, что в этой части произведения В.С.Высоцкий завел речь о людях
предпочитающих оставаться в “нейтралитете”. Говоря разговорным языком
(языком на котором сам автор писал свои произведения), “Ни рыба, ни
мясо”. По моему мнению, автор хотел показать, что нельзя оставаться
посередине. Иногда игнорирование ситуации даже хуже принятия
неправильного решения в ней, и неважно боялся ты или просто не захотел.
Нельзя смешать черное с белым и получить белое, получиться грязно серый
цвет. Все эти люди, эта серая биомасса, не имеют внутреннего стержня и
жизненной позиции. Они не могут свергнуть тиранию власти диктатора или
защитить свою страну от иностранной интервенции. Они будут тихо сидеть
по домам, и ждать, пока сильные духом люди разберутся с проблемой и
можно будет вновь выйти на улицы и влачить свое жалкое существование.
Насколько я замечаю таких людей все больше, от года в год, изо дня в день,
кто-нибудь да присоединиться к этой “серости”. Что же с нами станет, когда
настоящих людей не останется? Этого я не знаю, да и не думаю что стоит
знать.
Владимир Семенович Высоцкий – пример поэта, который смог добиться
признания не через верхние слои общества как это обычно происходило со
многими именитыми классиками, а смог завоевать сердце обычных людей
своей открытостью и простотой, смог стать поистине народным писателем и
музыкантом. Чем же “Баллада о борьбе” отличается от других произведений
с похожей моралью? Только он, только Высоцкий мог написать так понятно и
недвусмысленно, но в то же время проникновенно и душераздирающе.
“Баллада о борьбе” – это просто слова обычного человека тех времен, но
именно такие слова задевают самые тонкие струны твоей души и поднимают
на поверхность давно забытые тобой эмоции. Язык Высоцкого это то самое
явление, когда лучше написать просто и понятно, нежели просто марать
бумагу пустыми словами…

print



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *