«Основное – работа». Белорусский скульптор о любимом деле, нехватке времени и проблемах в современном искусстве

Культура

Для кого-то скульптура – вид искусства, а для кого-то – целая жизнь. Скульптуры Вадима Мацкевича широко известны в крупных белорусских городах, Минске, его произведения были представлены в частных коллекциях России, США, Катара, Саудовской Аравии. Самые известные работы: «Памятник хоккеисту Руслану Салею» и «Скамья Огинского» в Минске, «Мемориал хоккеистам «Локомотива» в Киеве, «Пассажирка» в Молодечно, «Влюблённые» в Солигорске. Его произведения украшают залы ожидания в минском, руденском и смолевичском железнодорожных вокзалах. В настоящее время Вадим Мацкевич работает в минском ботаническом саду. Его скульптуры делают виды этого места ещё прекраснее.

Почему скульптура? Расскажите о своём творческом пути.

Я родом из Гродно. Ходил в кружок изостудии. Занимался музыкой и живописью. После 4 класса был набор в школу-интернат имени Ахремчика по искусству и музыке. Я не хотел ехать в Минск, отрываться от семьи и друзей, для меня это был серьёзный шаг в жизни. Мама меня уговорила. На живопись поступало много людей, мне это не нравилось. Я посмотрел, сколько готовится скульпторов, их было около пяти, намного меньше.  Я решил присоединиться к скульпторам. Мы сдали экзамены, разъехались кто куда. Через полтора месяца пришли результаты. Для меня это был трагичный день. Мы гуляли с другом, во что-то играли. Я вижу, как с холма опускается силуэт мамы с конвертом. Я сразу понял: детство закончилось (смеётся).

Я переехал в Минск один. Вся семья осталась в Гродно. Мы вовлеклись в искусство, ночевали в мастерских.

В каком стиле Вы работаете?

У меня нет понятия стиль. Я ставлю перед собой задачи. Профессионалы, по сути, универсалы в большинстве своём. Мне было всегда интересно пробовать что-то новое, экспериментировать. Городская, уличная, парковая, интерьерная, ландшафтная скульптура – они все отличаются по-своему. Думаю, что если бы я занимался чем-то одним, мне бы быстро надоело.

В среднем за какое количество времени изготавливается скульптура?

Халтурой мы не занимаемся, заточены на максимум. Если ты изготавливаешь скульптуру, это всё долго. Процесс длится месяцами. За всю жизнь скульпторы оставляют после себя не так уж много произведений, поэтому отношение совсем другое, стараешься выжать всё из себя.

Сколько по времени Вы делали свою известную скульптуру «Пассажирка»?

Два с половиной месяца. Бич нашего времени, что всё надо делать в сжатые сроки. Это всё усложняет. Я с этим борюсь, когда работаю с заказчиками. Скульптура – серьёзное произведение искусства, которое остаётся после нас и оно «живёт дальше большой жизнью». И так относиться к этому не хорошо. Большинство белорусских скульптур несут в себе этюдный характер, делаются быстро, часто они являются незаконченными. К примеру, Фальконе памятник Петру I изготавливал 17 лет. За столько времени ты понимаешь, что можешь сделать всё идеально до мелочей. Но два с половиной месяца… Я не сравниваю себя с Фальконе, но все равно это мало.

Что больше любите изображать? Человека или что-то другое?

Человек — основное.

Какие свои скульптуры Вам больше всего нравятся?

«Дон Кихот» — самая близкая ко мне моя работа, сочетание графики и объёма. Она ещё в процессе изготовления с 2001 года. А вообще каждые скульптуры по-своему хороши, сложно что-то выделить.

Какие работы других скульпторов Вы можете выделить? 

Мне нравится работа Осипа Цадкина «Разрушенный город», стоит она в Роттердаме в Голландии. Хотел посмотреть эту скульптуру. Поехали туда с другом. Были свои приключения. Я не знал местного языка, пытался наладить контакт с жителями, что было довольно трудно. Никто не мог понять, что я хочу. Когда я совсем разочаровался, подхожу к старику, объясняю, что я турист из Беларуси, хочу посмотреть работу Осипа Цадкина. Он у меня спрашивает: «Цадкина?». И добавляет по-русски: «Так давайте пойдём, я вам её покажу. Я о ней много чего знаю». Этот человек оказался бывшим советским разведчиком, на пенсии, живёт в Голландии. Я сам бы не нашёл эту работу, старик всё рассказал, показал.

Как делается скульптура человека? Стоит натура?

Да, знаете, чтобы ничего не выдумывать, особенно если нужно изготовить скульптуру в сжатые сроки. Даже с «Пассажиркой» сначала был утверждён эскиз. Анонсировала это всё железная дорога. Я делал каркас. Мне для натуры нужна была девушка высокая, 2 метра ростом. Мой коллега в ботсаду Данила приходит и говорит: «Моя девушка очень высокая. Хочешь, могу привести для натуры?». Я обрадовался этому предложению. Данила привёл Надю. Самое интересное, что они дружили. Я сделал работу. Приходит ко мне Данила через пару месяцев и рассказывает: «Знаешь, Надя собрала чемодан и уехала от меня». Интересная история. Забавное совпадение.

Работа в Солигорске «Влюблённые». Я пригласил двух людей, которые не состояли в паре. Мне позировали Андрей с Екатериной и они через какое-то время расписались. Так получилось. Я тут не виноват (смеётся).

Как вам удалось связаться с США и Катаром?

В Америке у меня покупали 3 работы бывший атташе по культуре Соединённых Штатов. Он заканчивал свою работу в Минске и хотел что-то памятное увезти из Беларуси.  Я ему сделал небольшую экспозицию. Делалось всё в экспресс-режиме. Он взял не одну работу, а три.

В Катаре я был участником фестиваля национальных культур.

Расскажите о недавних работах и выставках.

Выставок много на самом деле. Я их даже не фиксирую. Кто-то их считает, записывает. Мне уже давно интересно просто работать с реализацией предмета. Есть притягивающие внимание проекты. Мне было интересно комбинировать функциональные предметы и предметы искусства. Скульптура, дизайн. Возникла идея делать скамьи, чтобы человек мог сесть, но также, чтобы они служили элементом дизайна, декора. Первой была «Скамья Огинского». Она установлена была в Верхнем городе. Это была частная инициатива девушки Юлии Свирко. Она решила сделать городу подарок. В свой день рождения Юлия предложила людям внести средства на создание скульптуры. На самом деле сложно установить по частной инициативе скульптуру в историческом центре города.

Расскажите о процессе создания скульптуры. Как это происходит?

Обрисовывается задача. Потом делаем эскизы на бумаге, наработки на пластилине в уменьшенном виде или же плоскостные. Увеличиваю маленький макет на полный масштаб, варю железный каркас. Внутри скульптуру заполняю пенопластом и пластилином.

Моё рабочее место: у меня должна быть одна чистая стена и чистый стол. Будто бы ты начинаешь всё с нового листа. Мысли будут сконцентрированными. В хаосе не могу работать.

Какой посыл в Ваших работах?

Зависит от задачи. Важна концепция, автор что-то вкладывает. Зритель додумывает своё.

На Ваш взгляд, какие проблемы существуют в современной скульптуре?

Хочу сказать, что не хватает скульптур, где нужно подумать. Сейчас появляется много работ, где смысл «разжёван». Это проблема.

Какие скульптуры были сделаны не для заказчика, а по Вашей инициативе, которые были после где-то выставлены?

В основном, все скульптуры – наша инициатива. Единственное, что оговаривается место.

Чем Вы занимаетесь в свободное время?

Свободного времени очень мало. Как ни странно, выходные и праздники – самые плодотворные дни для творчества. Никто не мешает. Проблема скульптора – всё время уходит на работу. Провести время с семьёй нечасто удаётся, к сожалению. Это не очень хорошо, но таков труд скульптора.

Опишите, как проходит Ваш обычный рабочий день.

Когда прихожу на работу, обязательно убираюсь в мастерской. Затем пью кофе, в это время думаю с чего начинать: много задач, переключаешься с одного на другое. Намечаю себе план и стараюсь его придерживаться. Начинаешь действительно ценить время после этого. Недавно купил домик за городом, думая, что буду проводить там больше времени, но не получается. Все равно основное – работа. Не знаю, как это исправить. Это, наверное, не очень хорошо. Но работа увлекает. Если бы мне не нравилось, я бы этим не занимался. Другое дело, что страдают близкие тебе люди. Скульптура – долгий процесс. Я думал, что с годами будет быстрее, но с годами становится больше профессиональных требований к своей работе. Мы, скульпторы, постоянно что-то делаем.

Фотографии большинства скульптур взяты с личного сайта Вадима Мацкевича: www.vdart.by

Автор: Людмила Макаренко

print



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *