Писать и говорить о главном

Абитуриент Медиа

У многих из нас есть привычка первым делом с утра открывать новостные порталы. Потягиваясь и протирая глаза, мы читаем о том, что представитель дружеской державы посетил нашу страну, о достижениях в сельском хозяйстве и спорте, на секунду останавливаем свой обеспокоенный взгляд на статье про автомобильную аварию, с тяжёлым вздохом пролистываем позорное падение поп-звезды на какой-то премии и презрительно фыркаем в сторону гороскопа. По дороге в школу, университет, на работу мы погружаемся в чтение книги: может научной и заставляющей думать, а может лёгкой, разгружающей мозг. В течении дня мы слышим новости о несильно интересующих нас проблемах: выход непонятно какого по счёту айфона, подорожание гречки и открытие новой детской площадки в другом конце города. Придя домой, перед сном, мы пролистываем свои социальные сети и вновь вздыхаем над печальными новостями, улыбаемся в сторону позитивных, а потом всё-таки краем глаза заглядываем в гороскоп: ну а вдруг? Если хорошенько подумать, то мы постоянно находимся в огромном информационном потоке, выцепить главное из которого невероятно сложно. Очень вряд ли буквально на следующий день мы вспомним и о достижениях в спорте, и о детской площадке, и уж тем более о прогнозе гороскопа. Эти новости, каким бы талантливым ни был журналист, их написавший, так и останутся маленькими пазлами в полотне нашей жизни, на нас конкретно никак не влияющими, но имеющими большое значение для полноты картины. Однако есть и события, память о которых остаётся в сердцах людей на века…

Давайте вспомним книгу, которая как две тысячи лет назад, так и сейчас, переворачивает сознание людей в лучшую сторону – Библию. Абсолютно неважно, верующий вы человек или нет, отрицать воздействие манускрипта на общество просто невозможно. Это был и свод законов, и сборник интересных историй, и гарант моральных устоев. Мы не зря делим мир на «до рождества Христова» и «после». По сути, авторы, количество которых до сих пор доподлинно неизвестно, определили вектор развития общества на тысячелетия вперёд. Был закон: «Убей того, кто слабее, и обогатись», а стал твёрдый и категоричный: «Не убей». Был: «Ты отрезал мне палец, а я убью тебя и всю твою семью», а стал: «Подставь другую щёку». Медленно, но верно, век за веком, поколение за поколением люди менялись. Они открыли в себе милосердие, доброту и умение прощать. Обещание вечной лучшей жизни для многих стало мотивацией к изменению собственных устоев: сейчас я буду добр к людям, а позже добры будут ко мне. Глупо утверждать, что наше современное общество очень уж радушное и справедливое, естественно нет. Не прошло и века с последней масштабной кровопролитной войны, а некоторые страны уже соревнуются в производстве оружия, способного уничтожить всё живое. Да и в повседневности мы зачастую бываем раздражительными, мелочными и, чего греха таить, жестокими. Но именно с появлением Библии на простой вопрос: «Что самое главное в жизни?», люди наконец-то начали отвечать: «Жизнь».

Мы рассмотрели положительное влияние литературы на общество, но не может в истории всё быть так просто и однозначно. Перенесёмся в XIX век, когда 21 февраля 1848 года два самых известных коммуниста в истории Карл Маркс и Фридрих Энгельс издали «Коммунистический манифест», который привёл весь мир к колоссальным переменам, проложил дорогу в эпоху социалистических революций. Уже к середине XX века половина населения Земли жила в соответствии с принципами, изложенными в «Манифесте», пусть и понимались эти принципы каждым по-своему. И несмотря на то, что в конечном итоге эта идеология провалилась, оставив после себя много плохого, всё равно это учение определило судьбу нашей планеты минимум на век и во многом улучшило жизни людей, пусть и скорее в техническом плане, чем моральном.

Великое множество примеров литературы, изменившей ходи истории, можно приводить. И «Прислуга» Кэтрин Стокетт, вдруг открывшая миру глаза на ужасные условия жизни цветного населения в Америке, и «Второй пол» Симоны де Бовуар, оказавший массовое влияние на вторую волну феминзма, показав женщинам, что они вовсе не обязаны быть лишь тенью мужчин, и «1984» Джорджа Оруэлла, привнёсший в массовую культуру такие понятия, как «Большой брат», «двоемыслие» и «новояз». Что объединяет все эти книги? Я думаю, только одно: авторы писали о том, за что болело их сердце. Вымученные истории, страницы которых залиты кровью и слезами, просто не могли оставить народ равнодушным.

Но что же мы видим сейчас? Книга, которую мы читаем в метро или довольно бестолковая, или написана пару веков назад, а новости, которые мы просматриваем с утра, вовсе не похожи на те, что могут изменить мир. Так неужели современное общество настолько скудно на великие свершения? В это невозможно поверить. В это, сказать по правде, верить и не надо. Возможно мы просто не замечаем этих людей?

Первым на ум приходит документальный фильм «Колыма – родина нашего страха» известного видеоблогера и интервьюера Юрия Дудя. Как можно догадаться, речь в ролике шла про Сталинские репрессии и невинно осуждённых людях, отправленных туда, на Север, в непригодные для жизни условия только за их политические взгляды или несколько невзначай брошенных фраз. Команда журналиста проехала по трассе протяжённостью 2 000 км, опрашивая местное население, а также беря интервью у родственников репрессированных. За месяц данный фильм набрал свыше 15 миллионов просмотров и вызвал общественный резонанс. Безусловно, все мы знали об ужасах Сталинского периода, но молодое поколение даже не подозревало, в какое страшное время жили их прабабушки и прадедушки. Школьники и студенты, а также взрослые люди рассказывали в комментариях под роликом о своих близких.

Мне кажется, у каждого творца, будь то журналист или писатель, должно быть определённое чувство ответственности. Даже правду можно сказать разными способами: деликатно, стараясь не задеть, не ранить или резко ударить ей под дых, не дав человеку опомниться и сгруппироваться. Американский писатель и журналист Хантер Томсен сказал: «Абсолютная правда — очень редкая и опасная вещь в контексте профессиональной журналистики». Я полностью с ним согласна, ведь порой излишнее раздувание проблемы приводит к тому, что эта самая проблема, как опасное заболевание, распространяется по всему телу, нанося непоправимый вред и в итоге убивая.

Не может, как мне кажется, материал состоять лишь из развлекательного контента. Журналист ответственен за время, которое читатель потратил на прочтение его статьи, как ответственен и писатель, за эмоции и чувства, которые вызовет его книга. Если литература бесполезна, глупа или неправдива, то в чём вообще её смысл?

Читатели, безусловно, тоже должны осмотрительно выбирать себе чтиво, стараться из всего извлекать пользу. Все вокруг строят теории заговора и возмущаются: «Нам лгут!», но пробовали они заглянуть глубже кричащих заголовков? Писать и говорить о главном – первостепенная задача любого журналиста. Но вот что для них главное, решают сами читатели. «Спрос рождает предложение» — сказал Джон Кейнс, так давайте же мы, читатели, будем запрашивать не статейки про романы звёзд, а серьёзные расследования, на важные для нас темы. Тогда, я уверена, каждый будет в выигрыше, каждый извлечёт пользу.

print



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *