Существа славянской мифологии, о которых многие не знают

Абитуриент Культура

Славянская мифология зародилась в глубокой древности и на протяжении своего формирования вобрала в себя элементы духовного развития соседних народов. До наших дней сохранилось очень мало источников, описывающих верования древних славян: славянская мифология настолько древняя, что большинство историй существовало в устной форме; изменение господствующей религии привело к насильственному искоренению упоминаний о прежних верованиях людей.

Древнеславянская мифология крайне богата по своему содержанию. Хочу представить вниманию читателей топ-5 наиболее интересных славянских мифологических существ.

1. Арысь-поле.
Одно из самых древних существ славянской мифологии; дикое лесное божество, которое воплощает в себе священный символ матери-рысы, оберегающей своих детей. История этого божества началась с заклятия злой ведьмы, обратившего обычную женщину в дикого зверя. Безутешная мать-рысь каждый день выбегала на плач своего ребёнка, скидывала шкуру, кормила дитя и снова возвращалась в чащу. Образ Арысь-поле связан один из древнейших способов успокоить плачущего ночью ребенка: его надо обнести вокруг очага и на вопрос идущего следом: «Что несешь?» — ответить: «Рысь, волка и спящего зайца!»

2. Полудница и Полуночница.
Полудница — дух полуденного отдыха, хранительница полей. Полудница могла встретиться в поле в образе красивой девушки или даже юноши в прозрачных одеждах (реже — косматой старухи).  Дух наказывает тех, кто работает в жаркий полдень, так как в это время, согласно обычаям, положено отдыхать. Нарушителю может отрезать голову, а беременных женщин и детей, вышедших в поле, замучить до смерти.  Существовало поверье, что оставленного без присмотра младенца Полудница обязательно заменит своим. Хранительница полей защищала посевы от пекучего солнца. Люди надевали белые одеяния и пели хвалебные песни, а после жатвы оставляли на поле дары.

Полуночница — повелительница ночи, дух бессонницы. Чаще всего жертвами ночной девы становятся новорождённые и некрещёные дети. Полуночница появляется в виде девушки или же уродливой старухи с длинным чёрными волосами. Существо пробиралось  в дом, становилось у изголовья кровати и всячески донимало младенца, не давая ему уснуть.

3. Алконост.
Дева-птица из Райского Сада с человеческим лицом необыкновенной красоты. Алконост несет яйца на краю моря и опускает их под воду. В это время устанавливается очень тихая безветренная погода. Так продолжается неделю, пока не вылупятся птенцы. Райская птица имеет завораживающий голос. Услышав пение Алконоста, люди впадают в состояние эйфории.

4. Аспид.
Аспид — огромный крылатый змей, имеющий вместо пасти птичий клюв. Змей живёт высоко в горах. Охотиться на некотором расстоянии от своего жилища обычно на крупный рогатый скот. Аспид никогда не приземляется на сырую землю, а только на камень.

А первая тайна, которую боги открыли обаяннику, была такая: боится Аспид только гласу трубного. И тут уж теряет он всякий разум и готов на все, чтобы истребить трубачей и заставить трубы замолчать. Почуял Аспид, что звук раздается из ямы, заложенной бревнами, сел на них и ну совать голову в щель. А оттуда раскаленные щипцы высунулись — и вцепились ему в шею, в лапы, в крылья. Одни щипцы остынут — помощники обаянника накаляют другие. И снова и снова… Это и была вторая тайна, которую открыли волхву добрые боги: Аспид никогда не сядет на голую землю — только на камень. Третья же тайна: чудовище это никак нельзя истребить иначе, как только сжечь.

«Былина о погибели змея Аспида»

5. Анчутка.
Анчутка — маленький злой дух. Рост анчуток составляет всего несколько сантиметров, их тела покрыты шерстью и имеют черную окраску, а головы у этих злых духов лысые. Самой яркой особенностью их телосложения является отсутствие пяток. Считается, что,  если произнести имя анчутки вслух, он сразу откликнется и появится прямо перед звавшим его. Дух может обитать где угодно, предпочитает селиться поближе к жилищам людей. Анчутка способен становиться невидимым. Кроме того этот злой дух может принимать любую форму и, например, обратится и зверем и человеком.

А по весне — и ночью, и днем — носилась по саду дородная нагая молодка. Только кинутся мужики ее ловить, она шмыг в ту самую баню — и хохочет-заливается. Вломятся в баню, а там пусто. А на рассыпанной золе отпечатались следы, но не женские, а мужские. Да это еще полбеды! Вот пальцы, вот подошва, а пятки нет… Ну да ведь анчутку так и называют — беспятый.

А. М. Ремизов, «Смешливая молодка»

print



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *