Жизнь в стихах

Абитуриент Культура Рецензия

 

Разбросанным в пыли по магазинам

(Где их никто не брал и не берет!)

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

          Это плач крик души Марины Цветаевой. Познакомившись с ней поближе, нам будет казаться, что у поэтессы не было житейской судьбы, а только поэтическая.

          Цветаеву часто называют  не поэтессой, а Поэтом, с большой буквы. Судьба била её, нанося всё новые  и новые удары, но, что бы ни происходило в её жизни, Марина Ивановна продолжает писать. Со стихами она не могла расстаться до самого последнего вздоха. Проникновенные тоской, романтизмом, трагедией, правдой и вымыслом, они стали классикой русской литературы.

         Марина Цветаева родилась в день, когда православные празднуют день Иоанна Богослова. О дате рождения, 26 сентября, Цветаева в 1916 году напишет стихотворение:

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

 

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

 День был субботний:

 Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины 

Горькую кисть.

          Появление дочери стало неожиданностью для её мамы: Мария Александровна была уверена, что родится сын. Видимо поэтому отношение Цветаевой с родителями было необычным. Вот одно из  ранних стихотворений «Скучные игры», в котором Марина пишет о  взаимоотношениях отца и матери с детьми:

Глупую куклу со стула

Я подняла и одела.

Куклу на пол швырнула:

В маму играть – надоело!

Не поднимаясь со стула

Долго я в книгу глядела.

Книгу я на пол швырнула:

В папу играть надоело!

В Коктебель Марина Цветаева знакомится со своим будущим мужем Сергеем  Эфроном. Марина загадала что если он найдёт ей сердолик он будет её мужем! И Эфрон тотчас нашёл на берегу крупный розовый сердолик и протянул ейВ 1912 году Цветаева в январе  вышла замуж за Эфрона, а в сентябре у них рождается дочь Ариадна. Тогда же поэтесса выпускает и свой второй сборник, посвящённый мужу — «Волшебный фонарь».

 

 Самовар отшумевший заглох;

 Погружается дом в полутьму.

 Мне счастья не надо, — ему

 Отдай моё счастье, Бог!

 Зимний сумрак касается роз

 На обоях и ярких углей.

 Пошли ему вечер светлей,

 Теплее, чем мне, Христос!

 Я сдержу и улыбку и вздох,

 Я с проклятием рук не сожму,

 Но только — дай счастье ему,

 О, дай ему счастье, Бог!

Этот стих был в сборнике он говорит о том как сильно его любит что желает ему счастья .

Марина Цветаева была по натуре влюбчивая. Один из её романов относится брату Сергея Петру Эфрону к нему летят стихи:

       И было сразу обаянье.

       Склонился, королевски прост

       И было страшное сиянье

       Двух темных звезд.

       И их, огромные, прищуря,

       Вы не узнали, нежный лик,

       Какая здесь играла буря-

       Еще за миг.

       Я героически боролась.

      — Мы с Вами даже ели суп! 

       Я помню заглушенный голос

       И очерк губ.

       И волосы, пушистей меха,

       И — самое родное в Вас! —

       Прелестные морщинки смеха

       У длинных глаз.

Её дочь. Аля, обожавшая мать, говорила: «Марина! Когда ты пишешь – ты только водишь рукой, а пишет – душа «.

Цветаева воспевала подвиги белых офицеров и одновременно оплакивала их , ведь добровольчество она называла «доброй волей к смерти».Из стихов 1917-1920 годов Марина составила сборник «Лебединый стан». 

Рыцарь ангелоподобный —

Долг! — Небесный часовой!

Белый памятник надгробный

На моей груди живой.

                За моей спиной крылатой

Вырастающий ключарь,

Еженощный соглядатай,

Ежеутренний звонарь…

Страсть, и юность, и гордыня —

Все сдалось без мятежа,

Оттого что ты рабыне

Первый молвил: — Госпожа!

 

Во время жизни в Берлине она вела активную жизнь и написала много стихов.                                « Берлину»

Дождь убаюкивает боль.
Под ливни опускающихся ставень
Сплю. Вздрагивающих асфальтов вдоль
Копыта — как рукоплесканья.
Поздравствовалось — и слилось.
В оставленности златозарной
Над сказочнейшим из сиротств
Вы смилостивились, казармы!

 

«я вырвалась из Берлина, как из тяжёлого сна»-говорила она впоследствии.

Осенью 1923 года снова влюбилась Её новый герой был приятель Эфрона Константин Родзевич, хорош собою и слыл этаким местным Казанова. 

В дни сентябрьские пражские 
Захлестнуло по осени…. 
Хоть любовь та варяжская 
Обернулась вновь проседью, 
Но была ведь и праздником 
Утомлённого сердца. 
Те давали ей  – разное. 
Эта – благо согреться…
 
Пражской осени рыцарь 
Скуповат на любовь: 
Все маринины лица 
Не заполнил собой, 
Не затмил, не стреножил, 
В чём была она  бог. 
Женский дар приумножил.– 
Дар поэта  не смог…
Потому не судим он 
(никого не винить…) 
Папиросного дыма 
Не маринина ль нить? 
Самолётного следа 
Не её ль виражи? 
След мелькнувшей кометы  –
Не маринина жизнь?!

Творческим Эпилогом отношений Родзевичем стала поэма «Поэма Горы» и « Поэма конца».1 февраля 1925 года у Цветаевой родился сын Георгий. Дома мальчика называли домашним прозвищем- Мур.

1 ноября 1925 года Цветаева с детьми приехала в Париж и занялась организацией поэтического вечера он прошёл с триумфом в феврале 1926 года Все желающие не уместились в зале.Про жизнь во Франции Марина Цветаева писала: «Жизнь, что я видела от нее, кроме помоев и помоек», «Быт мне мозги отшиб! Иногда не пишу неделями(хочется всегда) , просто не сажусь», «Дочь вязкой шапочек зарабатывает пять франков в день, на них вчетвером… живём, то есть просто медленно подыхаем с голоду». В мемуарах Ариадна Эфрон рассказала, как Марина Цветаева писала: «Как она писала? Отметя все дела, все неотложности, с раннего утра, на свежую голову, на пустой и поджатый живот. Налив себе чашеку кипящего кофе, ставила ее на письменный стол, к которому каждый день своей жизни шла, как рабочий к станку – с тем же чувством ответственности, неизбежности, невозможности иначе… Глохла и слепла ко всему, что не не рукопись, в которую буквально впивалась – остриём мысли и пера. На отдельных листах не писала- только в тетрадях, любых – от школьных до гроссбухов… Писала простой деревянной ручкой с тонким (школьным) пером… Бормотала, пробуя слова на звук. Не вскакивала, не расхаживала по комнате в поисках ускользающего – сидела за столом, как пригвождённая…(своими словами сослаться «она отобразила процесс создания стихов в стихотворении

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда.

Как желтый одуванчик у забора, 

Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий,

Таинственная плесень на стене…

И стих уже звучит, задорен, нежен. 

На радость всем и мне.)

17 августа 1941 года Цветаева и её сын Мур уже в Елабуге. Городок поразил своей заброшенностью.31 августа хозяева дома где Цветаева снимала комнату нашли её повешенной. Предсмертная записка Муру: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».В предсмертной записке сыну она обясняет причину и просит прощения.)Последний покой она обрела елабужском кладбище.

Знаю, умру на заре! На которой из двух,

Вместе с которой из двух — не решить по заказу!

Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух!

Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

 

Пляшущим шагом прошла по земле!- Неба дочь!

С полным передником роз!- Ни ростка не наруша!

Знаю, умру на  заре!- Ястребиную ночь

Бог не пошлет по мою лебединую душу!

 

Нежной рукой отведя нецелованный крест,

В щедрое небо рванусь за последним приветом.

Прорезь зари — и ответной улыбки прорез…

— Я и в предсмертной икоте останусь поэтом!

 

О слезы на глазах!

Плач гнева и любви!

О, Чехия в слезах!

Испания в крови!

 

О, черная гора,

Затмившая весь свет!

Пора — пора — пора

Творцу вернуть билет.

 

Отказываюсь — быть.

В Бедламе нелюдей

Отказываюсь — жить.

С волками площадей

 

Отказываюсь — выть.

С акулами равнин

Отказываюсь плыть

Вниз — по теченью спин.

 

Не надо мне ни дыр

Ушных, ни вещих глаз.

На твой безумный мир

Ответ один — отказ.

print



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *