Три способа помочь экологии, страдающей от индустрии моды
или ЭКОлогия моды
Свалки вещей и вредные отходы от производства одежды наносят серьезный вред окружающей среде. Хочу поделиться с вами своим видением решения этой проблемы, о которых я прочитала недавно, в ходе реализации которой игроки рынка моды смогут не только улучшить экологию, но и выиграть в конкурентной борьбе.
Одежда – враг природы
В мире продается и покупается невероятно много одежды. Каждый год до 85% купленных вещей оказывается на свалках и их дальнейшая судьба мало кого волнует. В США, к примеру, более 13 млн. тонн одежды в год выбрасывается в мусорные баки, а количеством выброшенных в Канаде вещей можно заполнить три стадиона вместимостью 60 000 человек.
Производство одежды после нефтегазовой промышленности занимает второе место по уровню загрязнения окружающей среды отходами. Технологии в этой отрасли мало изменились за прошедшие десятилетия, и они наносят еще более непоправимый вред экологии, чем вещевой мусор.
Печально, что мы не только производим много мусора, но и тратим много ресурсов на создание одежды, которую ежегодно покупаем. В среднем для производства одежды на один год для одной семьи требуется 1 000 ванн воды.
Первый приоритет: применяйте принцип Лего в создании одежды
Необходимость изменения бизнес-стратегий индустрии моды очевидна. Ее первоочередная задача – переход к производству одежды, которую можно легко утилизовать.
К примеру, чтобы эффективно утилизовать байкерскую куртку со стандартной фурнитурой, необходимо для начала избавиться от всех дополнительных деталей. Только после этого можно измельчить ткань куртки в волокна, из которых будет создана новая нить и новый материал для изготовления новой одежды, например, футболки.
Избавление от всех молний, кнопок и деталей требует немалых временных и финансовых затрат. Поэтому дешевле просто превратить эту куртку в мусор, чем дать ей вторую жизнь.
Решением данной проблемы может стать модульная одежда, которая будет легко разбираться, после того, как она отслужит свой срок. Чтобы превратить эту куртку в модульную, нужно добавить к ней скрытый каркас, который соединит все детали. После изнашивания куртки каркас можно будет удалить и останется одна материя.
Второй приоритет: покупайте трусы из биоразлагаемых материалов
Переработка одежды не решит все проблемы взаимодействия моды и окружающей среды. В среднем, вещь сохраняется в нашем гардеробе до 3 лет. Продление срока ее использования всего лишь на 9 месяцев уменьшает объемы загрязнения воды производством на 30%. Но даже если вы захотите позаботиться об экологии и продлить срок эксплуатации любимой вещи, есть риск, что через 8 сезонов ваш гардероб будет выглядеть устаревшим. Поэтому необходимо сделать следующий шаг — создавать биоразлагаемую одежду.
Есть вещи, на которые мода влияет слабее, например, носки, нижнее белье. Мы по определенным причинам не сдаём их в комиссионку, а сразу же отправляем в мусорное ведро. Если бы из всего этого объёма можно было получить компост, мы бы изрядно улучшили экологическую ситуацию в мире.
Всё, что нам потребуется сделать, это сменить наши ресурсы и начать производить одежду, используя больше натурального сырья, например 100% органический хлопок.
Третий приоритет: покрасьте одежду мхом
Способы окрашивания тканей в настоящий момент сложно назвать щадящими окружающую среду. До 20% агрессивных химических красителей тканей сейчас попадают в водоемы развивающихся стран, на территории которых расположены фабрики по производству тканей и одежды. Заменить искусственные красители можно натуральными — их легко найти в нашем кухонном шкафу: специи, травы, ягоды. Цвет, который они подарят ткани, конечно, не будет отличаться долговечностью и со временем изменится, но это придаст ей уникальность и экологичность.
А что может быть более уникально, чем одежда, которая со временем меняет свой цвет. Одежда, которая с каждой стиркой и ноской становится всё более неповторимой. Я не предлагаю, чтобы все красили свою одежду в кухонной раковине. Но если мы сможем применить этот или подобный метод в коммерческом масштабе, тогда наша потребность в сильных химических красителей значительно сократится.
Такой подход может стать для компаний успешным коммерческим ходом в мире моды с оборотом почти в 2,5 триллиона долларов. Массовое производство неповторимых вещей может превратиться в значительное преимущество в условиях высокой конкуренции. Уже сейчас многие бренды опираются на специализацию производства. Если она соединится при этом с созданием экологически чистого продукта, это приведёт к фундаментальным переменам.
Методов, способных исправить всё и сразу, не существует. Но мы можем начать создавать одежду, думая о том, как её утилизировать. Индустрия моды идеально подходит для экспериментов и нововведений, способных создать для нас стабильное будущее, в котором мы так отчаянно нуждаемся.