Спектакль, который сломает ваше представление о добре и зле

Культура Рецензия

Гроб посреди сцены, чуть дальше, по обе стороны от него, стоят четыре девушки и держат в руках иконы. По залу проносится запах воска, когда зажигаются свечи.

На сцене Белорусского государственного молодежного театра спектакль «Ведьма» по мотивам повести Н. Гоголя «Вий», представленный режиссером Академии театра и кино из Тель-Авива Димом Амором. Постановка адаптирована под русскоязычного зрителя: идет на иврите с русскими субтитрами.

Несмотря на то что в основу спектакля легла классическая повесть, общая концепция произведения в постановке сильно изменена. Главный герой Хома предстает не таким уж и положительным персонажем. На протяжении постановки зрители наблюдают деградацию его личности до полного падения.

Режиссерская идея отчетливо вырисовывается – добро не всегда побеждает зло, а, что еще хуже, может стать еще большим злом, почувствовав свою власть и безнаказанность. Спектакль заставляет задуматься, насколько порочны люди, что даже священник не может удержаться от соблазна.

Три ночи, три попытки противостоять злу и спасти свою душу. Каждый раз Хома борется не только с ведьмой, но и с самим собой, с острым желанием взглянуть на девушку и восхититься ее красотой. Напряжение нарастает, а чистые помысли улетучиваются.

В ходе спектакля происходят странные и внезапные перемены в поведении героев. Девушки, держащие иконы в начале постановки, вдруг принимают сторону ведьмы и начинают с ней танцевать. Выходит, что грань между добром и злом очень тонкая, каждый способен предать и все вокруг может в любой момент поменяться. Не эту ли мысль хотел донести режиссер? Хотя с его стороны было очень смело так своеобразно интерпретировать классическое произведение. Мир, созданный режиссером, лишен добра, красок, а главное – надежды на излечение души и раскаяние.

В постановке встречаются довольно откровенные, местами грубые сцены. Не обходится без элементов насилия и полного обнажения главного героя. Поэтому спектакль проходит под возрастным ограничением 18+.

Кульминация для зрителей оказывается крайне неожиданной, оставляя их в недоумении. После просмотра появляется масса вопросов. Кому-то идея ощущается вовсе не близкой, кому-то хочется узнать, почему режиссер выбрал именно такую интерпретацию повести.

Сам Вий в постановке не является действующим лицом, только упоминается в словах ведьмы, которая хвастается, что ублажала его.

Декорации минималистичны, главная ставка – на игру актеров и звуковое сопровождение, которое своей тревожностью полностью погружает зрителя в атмосферу мрака и тьмы. Из реквизита используется метла, ведро, кукла, которая символизирует украденного ребенка.

Не вливается в общую композицию озвучивание нескольких реплик режиссером за кадром. Чтению стоило бы придать больше эмоциональности и актерского мастерства.

В постановке можно заметить несколько провокационных моментов. Ведьма почему-то не боится святой воды, а в конце спектакля ее уже не пугает крест, более того, он становится оружием в ее руках. Парадоксально, что священник погибает от силы, которая его оберегала.

Мрачный, не оставляющий надежды, шокирующий, но тем не менее очень атмосферный и захватывающий спектакль, который в некотором роде разрушает представление о том, что добро всегда должно побеждать зло. Впрочем, каждый может истолковать режиссерский замысел по-своему.



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *