Живопись людей с инвалидностью – это не Мунк и Ван Гог

Новости

Закройте глаза и попробуйте представить ярмарку. Наверняка, все будет красочное и яркое, хаотичное. И, с наибольшей долей вероятности, ваша воображаемая картинка будет напоминать какое-нибудь полотно Бориса Кустодиева — главного художника, который мог рисовать чистую радость. «Вместе» поговорила с Надеждой Усовой, научным сотрудником Национального художественного музея Беларуси и узнала, как Кустодиев писал лучшие работы, будучи прикованным к постели, и отказывался признавать свою инвалидность.

Почему нам интересен Кустодиев спустя 100 лет?

Борис Кустодиев стоит в одном ряду с величайшими кудесниками — Константином Коровиным, Валентином Серовым, Иваном Айвазовским и прочими титанами, которых мы устанем перечислять поименно. На вопрос «сегодня людям интересны работы Кустодиева?» Надежда отвечает: «чрезвычайно!». Именно шесть работ Бориса Михайловича, представленных в художественном музее, притягивают максимальное количество посетителей — Усова признается, что люди «застревают» надолго.

Феномен Кустодиева не приукрашен загадочными хитросплетениями или необычными подробностями. Скорее, художник умел грамотно передавать свои эмоции на полотнах — оттого они и пестрят тысячами оттенков.

«У него особая манера письма — немного гротескная, смешная. Но всегда очень добрая. Ироничный взгляд, радость и свет в сумме дают весьма утверждающее искусство. Природный оптимизм Кустодиева и его тяга к счастью дали то, что мы сейчас имеем — абсолютно уникальные работы, которые не изменились по стилистике даже после того, когда художник заболел».

О «Тереме» и опухоли спинного мозга

Накануне Первой Мировой войны Борис Кустодиев написал очень простой летний пейзаж. Назвал его «В Тереме». На первоначальном варианте полотна мы могли бы видеть домик на заднем плане и пышные березы, которые расположены ближе к зрителю. Все бы ничего, но в 1918 году, спустя четыре года, Кустодиев возвращается к старой работе и дорисовывает на «Тереме» автопортрет и изображения всех членов его семьи — жены Юлии, сына Кирилла, дочки Иры и таксы. На полотне Борис Михайлович здоров, но по факту художник уже шесть лет был прикован к кровати.

В 1909 году у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Несколько операций принесли только временное облегчение. Последние 15 лет жизни художник был прикован к инвалидному креслу, из-за чего был вынужден писать работы лёжа. Но удивительно, что именно в этот тяжёлый период появляются его наиболее темпераментные и жизнерадостные произведения.

Надежда Усова отмечает, что характер живописи Кустодиева оставался неизменным на протяжении всей жизни. «Этот стиль художника сформировался ещё до болезни. Он был таков — ну не отразилась на Борисе Михайловиче инвалидность. Он даже выдаёт это тем, что пишет себя здоровым». Для Кустодиева действительность имела второстепенное значение — он хорошо фантазировал и моделировал реальность в голове. Это подтверждает и тот факт, что художник ни разу не писал картины на пленэре.

Не только Ван Гог и экспрессионизм

В революционные годы Борис Кустодиев был устаревшим художником — воспевал купеческий быт, который к тому времени уже был мало интересен публике. Все ждали перемен, желательно молниеносных. В это время появляется «Большевик» и другие работы, в них Кустодиев пытается уловить настроение масс. «Он хотел в свои полотна вставить этот необходимый всем революционный элемент. Наш Юдаль Пэн пытался сделать это же. Сейчас подобные вещи кажутся чуждыми, потому мы и возвращаемся к живым и мечтательным картинам тихой дореволюционной жизни. Когда все понятно и спокойно».

Надежда подчеркивает: творчество людей с инвалидностью — это не всегда экспрессионизм. Стереотипное мнение, что главные художники, которые имели некие отклонения, — Эдвард Мунк и Ван Гог. Не всегда психическое и психологическое состояние можно угадать по картинам. «Художникам и композиторам хорошо — они могут работать не смотря ни на что. У Ренуара, например, была парализована рука. У Клода Моне хромало зрение — отсюда его расплывчатые «Кувшинки». Эдгар Дега стал лепить скульптуры после того, как ослеп».

P. S. Если в морозный зимний вечер захотите почувствовать тепло и уют, то обязательно загляните в художественный музей. Там вас уже ждут шесть удивительных работ Кустодиева. В них переплетено то, что зачастую скрыто от наших глаз — преданность, любовь и вера в лучшее.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *