Как быть, если хочется в 12 класс?

Разное

Балерина. Художник. Писатель. Актёр. Модель. Дворник на кладбище. Когда всё дошло до такого многогранного спектра профессий? Однако, несмотря на то что в современном мире мы имеем более 40 тысяч различных деятельностей, человек до сих пор часто не может определиться с интересующей его, а иногда и не определяется вовсе, сменяя один ВУЗ за другим.

Почему же это происходит?
В чем причина сложности выбора специальности и как решить данный вопрос?

Зачастую эта проблема встречается среди учащихся средней и старшей школы (от 14 до 17 лет), которые в вечном поиске лучшей доли не всегда могут определиться, что есть «хорошо» для них. Чтобы убедиться в этом,  мы провели опрос между параллелями 8-11 классов в одной из минских школ, в результате которого выяснилось, что лишь 30% опрошенных определились с выбором профессии, когда остальные не имеют понятия, в какой сфере деятельности хотели бы работать.

Как пример, мы пригласили одного из участников эксперимента ответить на пару наших вопросов. Наш герой Сергей — обычный ученик 11«Б» класса, который за этот месяц уже несколько раз менял своё решение, куда же пойти и на кого. Сейчас он хочет стать патологоанатомом, но ещё неделю назад его тянуло на факультет ядерной физики. Сергей объясняет нам, «… что на сегодняшний день ВУЗы предлагают очень много специальностей, а у этих специальностей очень сильно разнятся проходные баллы. Плюс, даже сейчас я до сих пор не смог решить, кем я хочу стать, потому что очень сложно представить себя в роли кого-то, кто специализируется на отдельной деятельности, так как мне нравится всё»

Его отец, Григорий Александрович поддерживает сына и объясняет свою позицию следующим: «Самое главное в моём положении (в положении родителя) – не указывать ребёнку «куда идти? на кого поступать? кем становиться?», а лишь задавать ему правильные вопросы и подводить его к его собственному выбору. Кажется, многие из нас были в положении, когда наши родители выбрали за нас наш путь. И главное – не повторить эту ошибку и не перенести её на своего ребёнка».

Но не всегда основными проблемами при выборе профессии у подростка становятся давление родителей и многообразие деятельностей. Не стоит забывать, что часто при поступлении важную роль играют проходные баллы, высокий конкурс, локация ВУЗов (хорошие ВУЗы чаще всего находятся в крупных городах), риск не найти работу по интересующей профессии, распространение заболеваний, ограничивающих работоспособность (аллергии, физические и психологические отклонения), материальные средства.

Однако, даже отсутствие у ребёнка всех вышеперечисленных проблем не может обезопасить его от проблемы выбора специальности. Чтобы разобраться, почему же именно подросткам так сложно выбрать свою будущую деятельность, мы взяли интервью у психолога ГУО «Гимназия №10 г. Минска» Ткачук Ольги Александровны, на что получили развёрнутый ответ:

«Выбор профессии… На самом деле – это один из самых сложных выборов в жизни. И не всегда это возможно сделать в подростковом возрасте (в возрасте 14-17 лет), когда задачи этого возраста состоят в том, чтобы найти себя в первую очередь как личность. Подросток ищет себя в любых сферах деятельности, в отношениях, в общении, во взаимодействии с другими людьми и отвечает на вопрос «кто я?» и «какой я?». И сделать окончательный выбор в этом возрасте практически нереально. Поэтому очень часто мы сталкиваемся с теми ситуациями, когда сначала выбирается просто профиль, потом выбирается специальность в ВУЗе, но на каком-то этапе обнаруживается, что это не то, чем ты хотел заниматься. И это нормально. Потому что не нужно бояться изменить свой путь, не нужно бояться делать что-то параллельно. Можно получить и вторую специальность, можно перевестись на другую специальность, а некоторые и в 30, и в 40 лет только понимают, что они хотят в жизни и начинают только тогда учиться. Самое главное – не бояться! Не бояться пробовать, не бояться делать, не бояться себя».

И ведь правда – так и есть. Абсолютно все подростки боятся последствий, боятся взрослой жизни, боятся поступить неправильно и не оправдать чьих-то ожиданий. Сидя в «зоне комфорта» под названием «школа», учеников устраивает их учреждение образования, родные учителя, любимые одноклассники, а поступление кажется им таким же далёким, как и звёзды ночного неба. Но при наступлении срока «поступления», все новоиспеченные абитуриенты начинают паниковать, понимают, что им нравился статус «ученика» и кажется, что времени было так мало на выбор, и лучше бы дали ещё один «12 класс» на «подумать». Но за пеленой страха никто из них не задумывается о новых возможностях, о приобретениях, которые они получают с поступлением в ВУЗ, а главное – что ошибок не стоит бояться, на ошибках стоит учиться!



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *