Какую литературу предпочитают современные дети? Легко ли писать для них произведения, которые заинтересуют и будут полезны им? Интересуются ли современные ребята белорусской литературой? Охотно ответил на эти вопросы (и не только), современный белорусский поэт Олег Анатольевич Старинчик.
На счету писателя много произведений на белорусском языке, вошедших в авторские сборники «Казачкі, баечкі, вершыкі для маленькіх і дарослых», «Мітусня», «Хлусы»и другие. Творческая деятельность автора началась 10 лет назад, и сразу все произведения, кторые создавались им, были на белорусском языке. Поэтому опыта в создании стихотворений и прозы на родном языке у Олега Старинчика много.
Свое творчество автор посвящает ребятам младшего дошкольного и школьного возрастов. Произведения Олега Старинчика отличаются яркими персонажами весёлыми и захватывающими приключениями, фирменным авторским юмором, а также поучительными историями, которые воспитывают в детях только положительные качества.
Як аднойчы вельмі рана
Выйшла важна мыш на ганак.
І гаворыць:» Прызнаюся,
Больш ката я не баюся!
Пачынаю сёння зноў
Паляванне на катоў».
Усе вакол гавораць мышы,
Каб каты «вастрылі лыжы».
Много у поэта есть произведений, адресованных и взрослым. В основном это стихи любовной лирики, наполненные философскими размышлениями:
Все ложь,что было между нами,
Все сумасшедшие слова
Теперь разносятся ветрами.
Горьки они – полынь-трава.
– Расскажите, Олег Анатольевич, для кого писать проще? Кого сложнее заинтересовать: непоседливых ребят или взрослых, умудренных жизненным опытом, пресыщенных тем, что читали ранее?
– Заинтересовать сложнее взрослых. Но я не делаю этого специально, полагаюсь на свой вкус. Основным слушателем был сын, ему на тот момент было 4 года, у него прекрасное чувство юмора и он смеялся взахлёб. Жена у меня по образованию педагог, музработник, психолог, методист — она оценивала всегда положительно и мало где редактировала. Для того, чтобы заинтересовать непоседливых ребят, нужно быть мобильным, современным, быть на их волне. До сих пор играю в футбол с ребятами от 15 лет и… я один из самых старых, но стараюсь не уступать.Были случаи, когда я выступал перед аудиторией от 1 до 11 класса в санаториях — это дети с разными интересами. Многие оставались и мы беседовали в общей сложности до 3 часов.
Современные ребята верят в волшебство, хоть и говорят, что они стали более пассивными и безучастными. Но им также, как и всем детям во все времена, необходима сказка, вера в чудо. Эти слова подтверждает и белорусский поэт Олег Старинчик :
– Нужны ли детям сказки ?Конечно,нужны. Дети разные, некоторые, вообще не любят ни литературы, ни сказок. Но в основном, дети, как и прежде, верят в чудеса, добро.
Как бы не менялся мир,какие бы инновации не приходили в нашу жизнь, меняя ее прежний уклад, но детство остается порой, когда вера в чудеса и волшебство живет в каждом ребенке. А где найти чудо ? Конечно на страницах книг ! Это еще и поможет для развития фантазии, творческого и образного мышления, сделает внутренний мир ребенка богаче, привьёт ему хорошие качества.
Большинство ваших книг на белорусском языке. Скажите, востребована ли литература, написанная на белорусском, у школьников?
– Современные дети интересуются всем происходящим вокруг. в том числе и современной литературой на белорусском языке. Этот факт не может не радовать, ведь будущее в наших детях. И если с ранних лет у них прививается любовь к родному языку, значит у белорусского языка предвидится яркое будущее.
В произведениях Олега Старинчика, ориентированных на детскую аудиторию, можно встретить традиционные народные сюжеты и каноны. Часто главными героями в них , как и в народных сказках, становятся животные. Байки и сказочки наполненны поучительным смыслом, светятся добром, они жизнерадостны, полны доброго юмора и иронии:
Ходзіць тоўсценькі Алежка,
Цэлы дзень ён есць арэшкі.
З’еў адзін, бярэ другі.
Паміж імі — пірагі.
Удивительно , как взрослому человеку удалось сохранить детское озарство, неординарность и образное восприятие мира, не утратить способность хорошо понимать детей и умение заинтересовать непосед.
Интересным образом идет творческий процесс у современного автора – наше время вносит свои коррективы в график писателя:
– Записываю на все что под рукой. Если за рулем, то звоню жене, она записывает или дочь. Ночью сонный бегаю ищу бумагу,ручку. На работе, когда делаю краску (у Олега Алексеевича свой собственный бизнес по производству красок) пишу на рабочий журнал. В пути (за рулем автомобиля) останавливался и писал на использованных накладных.
Вот так, посреди рабочего дня, в далеко не располагающих к творчеству условиях, порой приходит вдохновение. Быть современным писателем – уметь не растерять мысли, замедлиться среди динамичного современного образа жизни, не упустить музу, донести до читателя мысль в ее чистом виде, как она возникла в голове, и при этом быть понятым. Творчество — спонтанность.