Как интернет-СМИ зарабатывают деньги? Стратегии монетизации контента

Универ

Монетизация – это превращение (конвертация) чего-либо в законное платежное средство. Может применяться к любому продукту интеллектуального труда будь то музыка, кинематограф или, в нашем случае, контент в интернет-СМИ.

Социальные медиа вытесняют традиционные СМИ и интернет-СМИ с рынка, блогеры занимают места журналистов и зарабатывают деньги на своем продукте. «Сегодня радикально поменялась роль аудитории. В интернете пользователь сам управляет информационными потоками, формирует собственную повестку дня» — А. А. Градюшко сайту Digital.Report. Многие интернет-СМИ не успевают за время своего существования стать самоокупаемым ресурсом. Действительно зарабатывать большие деньги получается у известных брендов, инновационных проектов и у медиа, с правильно построенной бизнес-моделью.

Что за монетизация контента?

Монетизация – это прежде всего экономический термин, который используется в банковской среде. Понимается, как конвертация чего-либо в деньги. Следовательно, монетизация контента – это превращение продукта, который производит журналист в платежное средство. В этом случае мы не можем сказать «доход», потому что неизвестно какая величина больше: средства, затраченные на производство, или полученные с монетизации? А.А. Градюшко в новом учебнике «Основы творческой деятельности веб-журналиста» упоминает монетизацию практически в идентичном значении: «Монетизация – процесс получения денежного дохода от разных видов деятельности». И чаще всего он говорит о монетизации аудитории. Поэтому считаем необходимым подчеркнуть разницу между монетизацией контента и монетизацией аудитории. Под монетизацией аудитории принято понимать рекламу. То есть, медиа продает свою аудиторию (вернее, внимание аудитории) рекламодателю. В случае монетизации контента – медиа продает контент. Или «контейнер» с контентом. Например, продажа контента – это покупка непосредственно какого-то материала. Продажа контейнера – покупка приложения в маркете смартфона. Газета – идеальный пример контейнера с контентом.


Ясно. Какая она бывает?

Многие исследователи предлагают разные варианты. Олег Гант выделяет 3 типа монетизации:

  1. Платит рекламодатель – это медийная реклама, спецпроекты, контекстная реклама и другие.к
  2. Платит читатель – клиентские сервисы, продукты редакции, платный доступ к контенту.
  3. Платят третьи лица – спонсорство, инвестиции, пожертвования, финансирование из государственного бюджета, гранты.

Это широкая классификация, которая охватывает много вариантов дохода. Мы еще к ней вернемся. В другой работе авторы предлагают 4 типа монетизации. Они также называют монетизацией стоимость цифрового продукта в деньгах. Классификация следующая:

  • Alacarte – пользование цифровым контентом с оплатой «за штуку». То есть, читатель может приобрести одну статью или несколько, которые ему нравятся, не приобретая дорогостоящую подписку.
  • Subscription – непосредственно подписка. Представляет собой неограниченный доступ к контенту на определенное время за какую-то плату.
  • Adsupported – бесплатный доступ пользователей к контенту, но для этого необходимо смотреть рекламные ролики.
  • Freemium – предоставление пользователю основного контента бесплатно, а дополнительного – за деньги

Странно, что авторы не выделяют полностью рекламную модель или партнерские материалы, спецпроекты.

Условно, выходит две классификации, но пункты из второй можно вставить в первую. Так A-la-carte, Subscription и Freemium относятся к типу, когда платит читатель, а Ad-supported – когда платит рекламодатель.

Для успешного функционирования редакции необходимо сочетать данные типы.

А почему я везде вижу только рекламу?

У платного контента есть огромная проблема в СНГ. Осенью 2019 мы провели опрос среди студентов: как они используют платные сервисы уже сейчас и смогут ли перейти к на платную подписку любимых СМИ. В опросе приняли участие 120 человек. Блокировщики рекламы использует 53% процента участников. 69% процентов не использует платные сервисы вообще. Остальные платят за музыкальные сервисы (36% из оставшихся), стриминговые площадки (14%), игры (12%) и некоторые другие. 97 опрошенных (81%) считают, что если все СМИ введут платную подписку, то они не будут ее приобретать. Остальные 19% готовы платить за TUT.BY, Onliner, Имена, KYKY.org, kaktutzhit и citydog

Среди молодежи ситуация такая: большинство продолжит использовать социальные сети как основной источник получения информации. Это может быть связано с:

  • возрастом опрошенных;
  • плохой осведомленностью в сфере медиа;
  • финансовой ситуацией.

Процесс перехода на платную подписку СМИ должен быть постепенным: в сознании людей обязано сформироваться понимание, что за качественный контент в интернете нужно платить. Платные подписки – актуальная тенденция. Компании-гиганты Google и Amazon презентуют и обновляют свои платные сервисы, Apple не делает ставку на iPhone, и вкладывается в развитие своих сервисов с платной подпиской. Такое появляется и в СМИ. С задержкой процесс начнется и в странах СНГ.


А можно примеры из жизни?

Основной доход Meduza – реклама. На сайте представлен прайс-лист со всеми видами рекламы, которую они могут предоставить. Там же указана стоимость. Короткие материалы – от 115 тыс. российских рублей, видеоматериалы – от 900 тыс. российских рублей. Среднее количество партнерских материалов на сайте в месяц (с января 2020) – 22 материала. Кроме того, в прайс-лист Meduza включена медийная реклама. В этом случае стоимость оценивается за количество показов

Медийную рекламу в приложении можно отключить по цене 39 российских рублей в месяц

На сайте такая функция не найдена.


Согласно финансовому отчету, размещенному на сайте «Дождя» наибольший доход изданию приносит именно подписка. Весь рекламный доход составляет половину от подписки. Кроме того, доход приносят и добровольные пожертвования, которые составляют 5-10% от всего дохода издания.

Подписка телеканала «Дождь» представляет собой жесткий Paywall, то есть без подписки совершенно нет доступа к контенту. При этом «Дождь» действует и на других площадках, кроме сайта. Доступ к ним бесплатный. В прайс-листе указано, что реклама может размещаться на каждой из них.

Телеканал, как и Meduza, имеет собственное приложение для смартфонов. В приложении есть реклама поп-ап, также есть контекстная реклама. Видеоролики доступны, но только частично – полная версия для подписчиков. Подобное приложение есть для Smart TV и медиаплееров.

Может быть что-то белорусское?

Стратегию монетизации Onliner можно называть успешной, потому что основную часть дохода компания получает с «Каталога», как замечал на одном из выступлений главный редактор Николай Козлович. Onliner хорошо использует сочетание рекламной модели и модели, когда платит пользователь. В этом случае, пользователь использует сервисы: «Каталог», «Барахолка», «Автобарахолка» и «Услуги». Реклама этих сервисов, в том числе и контекстная реклама товаров, предлагаемых в данных сервисах, широко используется в публикациях редакции

Помимо товаров в публикациях Onliner могут рекламироваться собственные сервисы, как в материал «Топ бесплатных приложений для белорусских автомобилистов» встроена реклама сервисов «Автобарахолка», «Услуги» и «Каталог»

Важный момент – спецпроекты. Им на Onliner уделяется особое внимание. Это могут быть как серьёзные материалы с хорошим визуалом и иконкой «спецпроект», так и видеоконтент. Такие материалы носят нативный характер, но оплачиваются крупными компаниями. В них нет прямой рекламы. Бренды, с которыми сотрудничает Onliner: Karcher, Samsung, Huawei, Renault.


Новостная рассылка Expresso – пример того, что люди готовы платить за качественный контент.

Почтовая рассылка Expresso белорусской журналистки Ольги Морозовой выходит 3 раза в неделю и представляет собой подборку новостей с очень хорошим текстом. Автор предлагает читателю интересную работу с хорошими фотографиями и проверенными фактами. Это бесплатно.

Ольга выбрала необычный способ монетизации контента – donations (пожертвования). Через сервис Patreon любой желающий может оплатить труд журналистки. Она в свою очередь экономит время многих людей.

Неравнодушным читателям Ольга предлагает два вида пожертвований: одноразовое или ежемесячное. В ежемесячной есть уровни подписки: от 1$ до 50$. В этом случае, читатели получают доступ к эксклюзивному контенту на платформе Patreon.

По данным Patreon, доход от рассылки в месяц составляет примерно 1200$. Количество подписчиков на Patreon – 601 человек.


Вывод?

Для успешного функционирования интернет-СМИ в 2020-м году необходимо сочетать в себе разные модели монетизации. Издание может продавать рекламу, а также предлагать пользователям платный контент или сервисы, которые смогут составить доход. Такой источник дохода (когда платит читатель) является более надежным.

У зарубежных СМИ больше опыта в введении платных подписок (Paywall) и других услуг, где платит читатель. В Беларуси СМИ предлагают платные сервисы.

Таким образом, мы определили, что сегодня основным доходом по-прежнему остается доход от рекламы, однако модель, когда платит читатель, тоже набирает обороты.



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *