Как мы запускали подкаст: инструкция для начинающих

Универ

Целый месяц в группе Вконтакте «Абитуриенты факультета журналистики БГУ» выходит подкаст МУНЖ. Название – это аббревиатура. Каждый выпуск начинается с расшифровки: мы учимся на журфаке. 10 мая люди впервые оценили первый подкаст на факультете.

ПОДГОТОВКА

В начале февраля на кухне в общежитии первокурсница Настя Грушовец сказала: «Блин, было бы круто записывать подкасты для абитуры». Тогда автор этого материала решил: да, круто.

Подкаст нужен для того, чтобы абитуриенты захотели поступить – они должны понять, куда несут и документы. Должны знать, что все не зря. Ну и параллельно немного подготовиться. Изначально позиционируем себя как дополнительная информация: можно слушать, когда скучно, когда едешь к репетитору или просто где-то в дороге. Информация не сто процентов правильная, мы не ручаемся за то, что, если вы так ответите – получите 10 баллов. Просто мы уже поступили, сдали свои экзамены в университете, изучали много информации и сами отвечали бы именно так.

Уже в марте концепция сформировалась. Осталось договориться на студию, продумать тему и начать записывать. Начать – всегда тяжело.

Но перед всем этим я подробно изучил популярные подкасты на русском языке, чтобы понять, как это работает и записывается.


Blitz and Chips – подкаст про масскультуру, автор которого на стриме в инстаграме рассказывал мне, что нужно делать в первую очередь: изучить теорию, выбрать хостинг. В их подкасте разные образованные люди обсуждают сериалы, фильмы, книги, игры, музыку и много чего еще. Делают это максимально просто, интересно и весело, но очень долго: средняя длина выпуска – час.

Русский Детройт – второй длинный по времени подкаст. Он скорее про медиа. Его ведет Артем Полтавцев, редактор и фрилансер. Он также записывает подкаст PaperBoy: тоже про медиа, но гораздо более информативный, образовательный. Будет интересно журналистам. Так вот, в «детроите» Артем и приглашенные гости обсуждают примерно следующие темы: цифровые переезды, культура видеочатов, работа на удаленке, цифровой детокс. И по формату очень похоже на МУНЖ – мы вдохновлялись.

Кристина, добрый день! – подкаст про подкасты, где подкастер(ша/ка ???) зовет на интервью других подкастеров. Довольно интересно послушать про то, как устроена их работа на этом и поприще. И в целом про жизнь.

Либо выйдет, либо нет – самый качественный подкаст. Потому что сделан профессиональной студией подкастов «Либо-либо». Ее основала Лика Кремер (она же когда-то запустила отдел подкастинга в «Медузе»). Идея этой аудиопередачи в том, что ведущие рассказывают, как создают и работают в своей студии. И нужен ли вообще такой бизнес: производство подкастов на заказ.


Вобрав в себя идеи, ошибки – чужой опыт – мы решились и записались в студию.

ЗАПИСЬ, ПРОМО

Самая простая и приятная часть. Мы взяли студию звукозаписи на 6-м этаже журфака. За два дня записали 4 выпуска и благополучно уехали домой – как никак дистанционное обучение. Уже в апреле у нас был готов тот материал, который выходил весь май.

После мы решили, что нужно ворваться в ленту красиво и попросили видеоотдел Медиацентра сделать нам промо (МУНЖ – тоже проект Медиацентра). Когда видео было готово, я отложил его в ящик – аж до мая. Предстояло еще много работы.


ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИИ

В интернете много информации:

  • Как публиковать подкаст?
  • Где публиковать подкаст?
  • Можно ли вставлять музыку?

Я изучил почти все и могу ответить очень коротко на каждый из этих вопросов:

  • Готовый аудиофайл нужно загрузить на специальный аудиохостинг. Почему именно аудио? Они для этого предназначены, там настроен RSS. Это веб-код, где прописана вся информация о подкасте. С помощью RSS он распространяется по всем площадкам: Я.Музыка, Apple/Google Podcast, Spotify, ВК и др.
  • Какой выбрать хостинг: почти любой платный. По первой ссылке в гугле с таким вопросом вам предложат десятки хороших вариантов. Если хотите бесплатно: SoundCloud, Anchor. Только у «саунда» есть ограничение: всего 180 бесплатных минут. Поэтому мы собираемся менять хост. Для слушателей ничего не изменится, а нам предстоит очередная работа.
  • С музыкой можно ради интереса изучить законодательство. Но если коротко, то все сводится к тому, что нужно использовать музыку, разрешенную для общего пользования. Проще всего найти такую в фонотеке YouTube. Или где-нибудь приобрести права на использование.

МОНТАЖ

С монтажом все проще всего. Можете меня засмеять: конкретно я использую для обработки звука Magix Vegas Pro – меня так проще. Программы типа SoundForge, Audacity морально устарели, но тоже подходят. Некоторые монтируют в Premier. Вариантов много, но стоит выбирать наиболее удобный.

Важный момент: рендерить подкаст лучше всего в МП3. На хостинг, скорее всего, подойдет любой формат. Просто телефоны не воспроизводят все форматы, если люди скачивают подкаст (а такое бывает – в США аудитория подкаста измеряется в количестве скачиваний). Кроме того, некоторые площадки не будут публиковать подкасты в иных форматах (ВК, например).


РАСПРОСТРАНЕНИЕ

Главная сложность в публикации подкаста – это его распространение. То есть, обычно все пишут, мол, площадки сами опубликуют ваш подкаст. Технически – это так. На самом деле, вам придется их об этом попросить: подать заявку в яндексе, гугле, в айтюнс, ВК. И публикация может занять от нескольких дней (почти везде) до двух недель (ВК). Но после того, как RSS-лента подкаста (она включается нажатием кнопки в настройках – на разных хостингах настройки в разных местах. Это можно загуглить) будет отправлена и принята площадкой, публикация пойдет автоматически.

Для Вконтакте формат подкастов – новое направление развития. Поэтому рассмотрение идет долго, поэтому часто возникают проблемы. Например, как только нас одобрили, в системе автоматической публикации что-то сломалось. Третий выпуск по-прежнему не загрузился, хотя администрация ВК работает над этим: с такой ситуацией столкнулись все подкастеры.

После того, как работа с площадками настроена, необходимы каналы распространения. Наш подкаст предназначен для абитуриентов, поэтому публикуется в группе для них. Я всегда ответственно подхожу к публикации, изображению.


ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ

Всем очень понравился первый выпуск. Были комментарии, реакции. Потом все как будто перестали слушать. Вроде бы подкаст хуже не стал, но количество заинтересованных упало.  Мы будем с этим работать. Конкретно: будут длинные выпуски, как сейчас, с какими-то менее практичными штуками – просто про журфак. И будут более короткие – разбор темы. Участим выход – все-таки скоро экзамены. Хочется верить, что делаем нужные вещи.

Следующий выпуск получится не таким качественным в плане звука – студию для записи в этот раз нам не дали. Обещаем сделать это как можно менее заметным: я нашел неплохой микрофон, заказал звуковую карту – должно работать.

Если у кого-то есть идеи: про что рассказать, что доработать – напишите нам, пожалуйста. Когда начинаешь что-то новое, больше всего нужна обратная связь!



Теги:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *