«Взрослое детство войны» в мировом кинематографе

Абитуриент Культура Рецензия

Сегодня, 22 июня. День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны. Нам всем бывает страшно, грустно или как-то не по себе, однако эти чувства никогда не сравнятся со всем тем, что пришлось испытать людям, так неудачно оказавшимся в гуще событий. К сожалению, война настигла всех, никто не смог от неё укрыться.

Самыми беспомощными оказались дети, которые не всегда понимали происходящее, чьё беззаботное детство было прервано и внезапно заменено на «взрослое детство войны». В каждом месте были свои проблемы, свои опасности. Военные действия затронули детей в СССР, Великобритании, США, Германии и даже далёкой Японии. Их истории не оставят никого равнодушным, показывая военную реальность глазами детей, наведут на размышления о ценности человеческой жизни и бесполезности агрессии. О детстве советских людей мы много знаем из художественных книг, фильмов, встреч с ветеранами, однако военное детство жителей других стран нам не особо знакомо. В этой статье рассказано о 3 фильмах про маленьких жертв большой катастрофы.

Воровка книг (2013)

Фильм режиссёра Брайана Персиваля, снятый по мотивам одноимённой книги Маркуса Зусака. Апрель 1938 года. Начинается всё со смерти. Именно она говорит в начале фильма, подводя нас к основной истории. Смерть выступает в роли такого же наблюдателя, как и зрители. Главная героиня Лизель Мемингер по дороге к приёмным родителям Хансу и Розе Хуберманн теряет брата. На похоронах мальчика Лизель подбирает книгу, выпавшую у одного из могильщиков. На новом месте Лизель находит нового друга: соседа Руди Штайнера; ввязывается в драку со школьным задирой Францем Дойчером. Также оказывается, что девочка совсем не умеет читать и очень отстаёт по программе в школе. Её образованием занимается приёмный отец, и их первой прочитанной вместе книгой становится «Руководство для могильщиков».

В стране всё больше усиливается влияние нацизма. Нам показывают и Хрустальную ночь, и День рождения фюрера в апреле 1939, и ритуал сжигания книг. После ритуала Лизель украла одну из книг и благодаря этому ближе познакомилась с женой бургомистра, которая разрешала ей читать в их семейной библиотеке.

В один из вечеров на пороге их дома появляется обессилевший парень Макс, перед семьёй которого Ханс в неоплатном долгу. Они приютили его, но это стало строжайшей тайной.

Фильм показывает историю взросления и становления человека, который вроде и находился на другой стороне, но сталкивался, по сути, с теми же проблемами: голод, холод, недоверие, ненависть. Нам показывают все ужасы нацистской идеологии даже скорее не через Лизель, а через окружающих людей.

Кино наполнено интересными деталями сценария и съёмки. Например, для Руди — друга Лизель — идеалом становится темнокожий бегун, за что мальчик потом получает; отец Руди уходит на фронт, оставляя жену одну с детьми; рассказчиком истории выступает смерть, потому что никого более подходящего не подберёшь. А картинка дополняет события на экране: холодные краски появляются в кадре в напряжённые и грустные моменты, тёплые же наоборот — в радостные. Это ещё раз доказывает, что мир для Лизель имеет и тёплую сторону, ведь она только ребёнок.

Через весь фильм разными моментами показывается любовь главной героини к чтению, поэтому последняя фраза закадрового голоса очень символично заканчивает фильм: «Но в конце пути слов нет, есть лишь покой, покой, где меня не покидают призраки прошлого — людские судьбы».

Могила светлячков (1988)

Теперь перенесёмся в Японию. Анимационный фильм, выпущенный известной студией «Studio Ghibli». Он сразу цепляет фразой 14-летнего мальчика Сэйты: «Ночью, 21 сентября 1945 года, я умер». Он умирает от истощения уже после окончания войны. Младшая сестра Сэцуко встречает его на поле светлячков, а после они садятся на поезд, где заново «проезжают» всю историю.

Дальше мы оказываемся в июне 1945. Объявляется тревога, потому что американские самолёты готовятся сбросить бомбы на их город. Маленькую Сэцуко, которая не понимает всей опасности происходящего, волнует то, что ей не хочется в убежище, и её потерянная кукла. Здесь погибает их мать, и они фактически остаются сиротами, ведь от их отца, служившего на флоте, не было никаких новостей. От города и людей в нём практически ничего не осталось — на следующий день дети едут к своей тёте. Ещё два раза им снова приходится укрыться в убежище, ведь атаки продолжаются. Сэйта делает всё, чтобы сестра чувствовала себя как можно лучше: он заботится о ней, учит новому, играет с ней.

Тётя, устав от племянников, как бы выпроваживает их, теперь детям некуда идти, и они укрываются в заброшенном убежище на берегу реки. Сэцуко заболевает, и у детей заканчивается еда. Сэйта пытается всеми способами прокормить сестру и себя, однако у него не получается.

В мультфильме символ светлячков, которые часто появляются на экране, будто указывает на всех тех, кто стал невинной жертвой войны. Когда светлячки умирают и Сэцуко их хоронит, у неё появляется вопрос: почему они умирают? Однако у Сэйты, как и у многих людей, ответа не находится.

Зритель с самого начала знает о трагедии в конце, однако верить в неё совсем не хочется. Как жаль, что у светлячков такая короткая жизнь.

Малыш (2015)

Трогательный фильм авторства Алехандро Гомеса Монтеверде о вере в чудо. Повествование начинается в маленьком посёлке, в Америке. История показывает 8-летнего мальчика Пеппера, которого дразнили из-за маленького роста. Его лучшим и единственным другом, партнёром становится отец, который учил его кататься на велосипеде, водил в кино, а ещё рассказывал интересные истории. Их любимым персонажем становится герой комикса, волшебник — Бен Орёл.

С началом войны все подростки и молодые люди грезили тем, чтобы попасть в армию США. Негоден — значит настоящая трагедия. Так и случается со старшим братом Пеппера — Лондоном: из-за плоскостопия он не может пойти на фронт. Вместо сына должен идти отец. Лондон обозлился на весь мир, поэтому иногда выпускал пар на младшем брате.

Отец погибает на войне, и для Пеппера всё рушится. Однако вера в лучшее и сила духа мальчика делает невозможное, ведь он ученик самого Бена Орла.

Фильм показывает, как в любых обстоятельствах сила веры может кардинально поменять жизнь и заразить всех вокруг. Картинка всегда будто залита солнечным светом, что показывает главную идею: «Верь в невозможное».

Надеюсь, что эти фильмы станут поводом для того, чтобы вспомнить об уроках Второй мировой войны.

Приятного просмотра!



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *