История аниме

Культура Разное

Аниме (ударение на последний слог) — это японская анимация. Он тесно переплетается с японской комиксовой культурой. В отличие от привычных нам мультфильмов других стран, которые предназначены в основном для просмотра детьми, большая часть выпускаемого аниме рассчитана на подростков и взрослых, и во многом за счёт этого имеет высокую популярность в мире.

Сюжет для аниме чаще всего берется из манги (комиксов), реже из компьютерных игр или классических произведений. При экранизации обычно сохраняется графический стиль и другие особенности оригинала. Есть также аниме, имеющие полностью оригинальный сюжет (в этом случае уже само аниме может послужить источником для создания по нему книжных и манга-версий).

История аниме

В начале была манга…

Огромная вселенная аниме появилась именно из манги – японских комиксов. Термин «манга» впервые упоминается в 1814-м году знаменитым графиком Хокусай Кацусика и означает буквально «странные (или весёлые) картинки, гротески».

Развитию манги способствовало военное правительство Японии, увидевшее в этой массовой культуре важный инструмент воздействия. Но окончательно выкристаллизовалась манга после II Мировой войны, когда Япония была оккупирована американскими войсками, и японцам ничего не оставалось, как читать американские комиксы. Японцы быстро адаптировали сюжеты и формат американских комиксов под себя, добавив в них минималистскую эстетику, характерную для японской традиционной графики. А дальше великий «мангака» (так называется тот, кто рисует мангу) Тэдзука Осаму совершил подлинную революцию в мире манги, сделав её флагманом японской поп-культуры.

Два немаловажных факта: первое, мангу в Японии читают абсолютно все, у японских комиксов самая большая возрастная категория, примерно до 45 лет. И второе, манга очень редко рисуется в цвете, она – чёрно-белая.

Рождение аниме

И всё же аниме – это далеко не экранизация манги, хотя вплоть до 1970-х годов японцы и называли то, что мы сейчас считаем «аниме», — «манга-эйга», то есть «кино-комиксы». Первые мультфильмы стали появляться в Стране восходящего солнца в 1917-м году ХХ века, и, конечно, до своих оригинальных потомков им было далеко. И здесь опять не обошлось без Тэдзука Осаму, Уолта Диснея японской анимации. Он предложил не конкурировать с американскими полнометражными мультфильмами, а сосредоточить внимание на ТВ-сериалах, ориентированных именно на японцев. Эта сосредоточенность на собственной специфической культуре и объясняет одно из частых определений аниме – анимация, сделанная в Японии и рассчитанная на японскую аудиторию.

Основоположником традиций современного аниме стал Осаму Тэдзука — он заложил основы того, что позднее преобразовалось в современные аниме-сериалы. Например, Тэдзука заимствовал у Диснея и развил манеру использования больших глаз персонажей для передачи эмоций; именно под его руководством возникали первые произведения, которые можно отнести к ранним аниме. Первой работой Тэдзуки стала манга «Shin Takarajima». Впоследствии он создал мангу под названием Tetsuwan Atomu (Astro Boy), которая и принесла ему успех. К 1970-м годам популярность манги заметно возросла, многие произведения были анимированы. Тэдзуку благодаря его работам часто называли «легендой» и «богом манги и аниме».

За почти вековую историю аниме прошло долгий путь развития от первых экспериментов в анимации, фильмов Тэдзуки до нынешней огромной популярности по всему миру. С годами сюжеты аниме, первоначально рассчитанного на детей, становились всё сложнее, обсуждаемые проблемы всё серьёзней.

Появились аниме-сериалы, рассчитанные на подростковую аудиторию — юношей и девушек старше четырнадцати лет. Эти сериалы нашли поклонников и среди взрослых, в редких случаях вплоть до преклонных лет. В своём развитии аниме немного отставало от манги, которая зародилась на несколько лет раньше и к тому времени уже завоевала популярность среди всех кругов населения Японии.

Вершиной аниме принято считать работы режиссёра Хаяо Миядзаки. Его «Унесённые призраками» стали первым и единственным анимационным фильмом, получившим премию Берлинского кинофестиваля, как «Лучший фильм», а не «Лучший мультфильм».

Источники Силы

Манга – не единственный источник вдохновения для аниме. Часто аниме основываются на ранобе, то есть на популярных в Японии «лайт-новеллах» тоже с огромным жанровым разнообразием — от любовной мелодрамы до хорроров, преимущественно на фэнтезийную тему. Головная боль любого издателя ранобе – поиск всё новых и новых авторов, для этой же цели проходят ежегодные конкурсы. Ранобе – это произведение, где много диалогов, снабжённое иллюстрациями в стиле манга. Ранобе – фактически сырьё для производства манги и аниме, так же, как и компьютерные игры, и за пределами Японии оно пока не пользуется большим спросом, главным образом из-за необходимости перевода.

Так, к примеру, одно из моих любимых аниме «Волчица и пряности» было основано на ранобе.

Не только большие глаза

Первое, на что обращает внимание человек, начавший своё знакомство с аниме, — огромные, совсем не японские, глаза у большинства персонажей. На Востоке широко распахнутые глаза означают готовность к познанию и созерцанию мира. Это центральный элемент в японской анимации, который достигается, в основном, более схематичным изображением носа и рта. Глаза символизируют наивность и молодость, и, наоборот, у неоднозначных героев взгляд всегда немного исподлобья, глаза прикрыты чёлкой.

В аниме принято почти буквально изображать чувства персонажей, что неудивительно, ведь оно полагается на наиболее эмоциональную, подростковую аудиторию. Так что если неожиданно посредине мультфильма герой якобы превратился в котёночка или зайчика с ушками и хвостиком, не пугайтесь, вам всего лишь хотят сказать, что он «настроен дурашливо».

Мальчишки и девчонки, а также их родители

Ни одна анимация в мире не дробит свою аудиторию так, как аниме. Каждый создатель аниме-сериала чётко знает, какого пола будет его зритель, сколько ему будет лет и что примерно он ждёт от просмотра. Поэтому аниме делится на кодомо — дети от 6-10 лет, сёдзе для девочек-подростков, где много романтики и вообще человеческих отношений, сёнен для мальчиков-подростков, где много экшена, соперничества и юмора, а прекрасная дама маячит где-то на периферии. А также на более реалистичные дзесей о семейных отношениях — для молодых женщин, и полные психологизма мрачные боевики сейнен для молодых мужчин (пока ничего неприличного!).



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *