Вам сложно удерживать внимание на чем-то одном, вам становится скучно при монотонной работе? Есть вероятность, что вы не ленивый, а у вас просто СДВГ . Мы поговорили с психологом Татьяной Лукашенко (@tania.therapy) и разобрались, в чем особенность таких детей и взрослых.
— СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности, который чаще появляется у мальчиков. Примерно 8% детей страдают данным расстройством. К 6-7 годам уже можно диагностировать данное заболевание: дети не могут долго удерживать внимание на чем-то одном, им бывает сложнее социализироваться, они очень чувствительные, поэтому их странно воспринимают в обществе. Для детей с таким диагнозом нужен определенный подход в воспитании, чтобы оно не развивалось стремительно и во взрослом возрасте.
Как проявляется СДВГ у детей
— В школе с такими детьми трудно взаимодействовать: с ними сложно организовать игру и долго общаться, учителям – удерживать их внимание на уроке. Важно заранее предупреждать учителя об особенностях таких детей, — рассказывает психолог Татьяна. — Обычно таких детей садят за последние парты, потому что они отвлекают детей. Их считают ленивыми и неспособными к обучению. Хотя с ними, наоборот, нужно больше взаимодействовать на уроках, садить поближе к учителю, чтобы они не отвлекались.
Чем раньше заболевание выявить, тем проще его вылечить. По словам известного российского психолога Лобковского, он смог справиться с СДВГ и даже стать известным психологом. Нужно принимать и поощрять за достижения такого ребенка, а не постоянно наказывать и угрожать. Нужно концентрироваться на позитивных подкреплениях, хвалить, когда у них что-то получается. При правильном воспитании можно предупредить дальнейшее развитие заболевания. Угрозы же не будут работать в воспитании такого ребёнка. Следовательно, в семье с насильственными методами общения симптомы будут проявляться и во взрослом возрасте.
Как проявляется у взрослых
— Во взрослом возрасте такие люди кажутся безответственными. Они любят тусовки, смену событий и обстановки. Часто они не умеют выстраивать дружественные и партнерские отношения, поэтому окружающие от них отдаляются. Ты можешь излить душу такому партнеру, а он сразу же перекинется на другую тему и даже не возьмет в голову. К таким людям нужно относиться с пониманием, приспособиться к их особенностям личности. А людям с диагнозом лучше всегда предупреждать о заболевании, чтобы избежать обид и недопонимания, — объяснят экспертка. — Людям с СДВГ будет сложно организовать себя на монотонной работе. Им лучше либо миксовать несколько занятий, либо выбирать работу с разными задачами. Иначе начальство будет недовольно сотрудником, который может просрочить дедлайны или медленно выполнять поручение. Нужно наблюдать, сколько времени человек может концентрироваться на одном занятии. Такие люди могут начать переключаться с одного дела на другое и приспособиться к конкретному временному промежутку.
Куда обращаться с симптомами СДВГ?
— Важно обратиться к неврологу и психотерапевту для назначения нужного медикаментозного лечения и терапии, если вас это беспокоит и вы понимаете, что сами не справитесь. Я знаю, что эта тема хорошо изучена в Израиле и Германии, поэтому в идеале за лечением обращаться к зарубежным врачам. Родителям с особенными детьми также нужна психологическая поддержка. Именно у них возникают эти повышенные требования к детям, мысли «за что мне это», агрессия, озлобленность, чувство вины, оправдание перед обществом, и скрывание диагноза ребенка. Только решается вопрос у родителей – решается вопрос и у детей, потому что именно родительское воспитание регулируют его состояние. В зависимости от типа нервной системы и стадии проявления СДВГ людям прописывается разное лечение.
Главное – жить в осознанности и принять свою уникальность. Когда вы будете предупреждать людей вокруг, тогда вы найдете людей, которые на самом деле вас любят и готовы принимать вас таким, какой вы есть. Важно понять, что с этим диагнозом можно спокойно жить и оставаться счастливым.
Мы поговорили с Оксаной Павлюкевич, которая страдает СДВГ, и узнали, как это мешает и помогает в обычной жизни.
Оксана Павлюкевич с детства была очень активным ребёнком: в школе она и танцевала, и пела, и рисовала. Но уже тогда проявлялась ее импульсивность, невозможность долго оставаться сконцентрированной. Это связано с ее диагностированным пограничным расстройством личности, некоторые симптомы которого схожи с СДВГ. Также у СДВГ высокая коморбидность, поэтому оно часто сочетается с другими расстройствами. Раньше она оправдывала свои особенности тем, что она творческая личность, пока не начала ходить к психотерапевту
— Со мной можно заговорить и сразу заметить первый симптом: я очень быстро разговариваю, переключаясь с одной темы на другую. Меня бывает не остановить! — с улыбкой рассказывает Оксана . — Мне очень сложно что-то запоминать, поэтому я считала себя глупой неспособной к обучению. В школе мне было сложно запомнить параграфы, поэтому я перечитывала каждый абзац много раз. Сейчас когда я читаю книги по психологии, я записываю в заметки важную информацию в процессе прочтения. У меня бывает ощущения, что я через 15 минут все забываю. Тогда я захожу в заметки — и все возобновляю в памяти.
Также еще один симптом — дисграфия, поэтому я часто делаю опечатки несмотря на грамотность. Мне даже моя подруга помогала редактировать курсовые и дипломные работы, потому что я в упор не видела ошибок. Сейчас я работаю в сфере журналистики и SMM, где часто нужно работать с текстом. Когда я занималась копирайтингом, у меня были опечатки даже в самом коротком тексте, за что я получала штрафы. Я сильно переживала по этому поводу, хотя ничего не могла изменить: так работает мой мозг. По совету своего руководителя я начала перечитывать текст с конца по слогам. Так я до сих пор читаю даже посты перед публикацией в инстаграме.
«Со стороны это выглядит странно: я резко бросаюсь от одного дела к другому»
У Оксаны бывают приступы гипоманиии. Резко у нее может внутри что-то щелкнуть, и ей начинает казаться, что она готова поглотить всю информацию сразу. Оксана начинает смотреть видео и одновременно читать книгу, потом резко может начать рисовать, дальше изучать иностранные языки…
— Со стороны это выглядит странно: я резко бросаюсь от одного дела к другому. Меня в такие моменты физически трясет, но, к счастью, это длится не очень долго, — продолжает рассказ Оксана. — Если у вас случаются симптомы гипомании СДВГ, нужно проследить, как долго длится этот период. Я позволяю себе в этот момент делать все, что угодно, а потом успокаиваюсь. Ещё советую работать по «методу помидора», чтобы научиться концентрироваться. По той технике вы 25 минут работаете, не отвлекаясь, а потом делаете перерыв 5 минут. И так несколько подходов. Сначала сложно войти в состояние потока, но каждый раз становится проще и проще. У людей с СДВГ могут быть проблемы с продуктивностью: интенсивное переключение между задачами забирает значительный процент энергии и ресурса. Как итог — некачественно выполненная работа либо затрачено гораздо больше времени на выполнение
«Мне помогает мой стиль жизни: быстрая смена проектов, переключения с дизайна на фотографию, с журналистики на монтаж»
— Мне очень сложно работать долго в одной обстановке, поэтому я постоянно меняю свое местоположение. У меня три работы, между которыми я перемешаюсь в течение дня, плюс я часто работаю на удаленке в кофейнях. Если остаюсь дома, то могу менять либо комнаты, либо начинаю сидеть на полу, чтобы хотя бы изменить поле зрение.
Люди вокруг мне говорили помедитировать , заняться дыхательными практиками, сходить на йогу, но это со мной не работает. Тогда я объясняю, что у меня такой диагноз. В медитациях я не могу отключить мыслительный процесс, и мне сложно молча сидеть на одном месте. Некоторые люди давали мне советы лечиться силой мысли. Но если все расстройства можно было бы лечить силой мысли, то в мире было бы намного больше счастливых людей. Близкие люди меня за это не критикуют, стараются принять и поддержать.
«Часто люди могут подумать, что ты плохой или резкий, сказать, что ты «психически нестабильна и тебе нужно лечиться» или просто какая-то странная»
— Я себя принимаю с этим расстройством, нашла способы приспособиться к особенностям. Я знаю, что есть и фармакотерапия, кому-то она помогает, кому-то нет: я пока не хочу переходить на препараты, так как научилась справляться без них и, несмотря на расстройство. Я могу нормально функционировать в обществе и на работе, с трудном, но могу. Часто люди могут подумать, что ты плохой или резкий, сказать, что ты «психически нестабильна и тебе нужно лечиться» или просто какая-то странная. Зачастую такие слова задевают людей с расстройствами больше, чем других. Если предупреждать друзей и близких о том, что у вас есть нарушения психики, то это в какой-то мере, поможет чувствовать себя комфортней, ведь близкие люди обязательно будут относиться более внимательно и помогать справляться с тем, с чем справиться в одиночку может быть очень сложно.