«Нашими успехами мы обязаны нашим фанатам» – пожалуй, это то, что можно услышать от корейских знаменитостей чаще всего. И это не просто лестные слова. Фан—клубы формируется вокруг всех знаменитых личностей, но прежде всего в Южной Корее это модели, айдолы и актеры. Фанаты на самом деле берут на себя множество обязательств по продвижению своего кумира. Но вся эта зависимость артистов от фан—клубов, а поклонников – от своих кумиров породило уродливое явление – сасэнство или сасэн-фанатство. Так что же это такое?
С чего всё началось?
Термин «сасэн» происходит от корейских слов «са» в значении ‘приватный’ и «сэн» в значении ‘жизнь’. Принято считать, что истоки сасэнства лежат в 90-х, но мы предлагаем начать с ещё более далёких 60-х, когда фан-клубов и айдол-культуры как таковых не существовало. Зато появились так называемые «оппапудэ» – «отряды оппы». Связаны эти первые формирования поклонников с периодом соперничества двух популярных на тот момент исполнителей – Намджина и На Хун А.
Сасэнство родилось в Южной Корее и сродни фанатизму и сталкерству. В то же время оно имеет индивидуальные черты и массовый характер. Быстро охватив всю Азию, с популярностью корейской музыки оно распространилось на весь мир. Как говорят менеджеры артистов, у популярных звёзд от пятисот до тысячи сасэн-фанатов, сотни из которых следуют за артистом каждый божий день. Но на самом деле к-поп сам взрастил таких поклонников за десятки лет до того, как подобных фанатов стали считать преступниками.
Первые объединения поклонников через интернет связывают с успехом группы Seo Taiji and Boys в 90-х. Новаторскую культуру айдол-фандомов приписывают также группам H.O.T и SechsKies. Самих же этих артистов принято считать айдолами первого поколения, а их поклонники впервые начали называть себя официальными фан-клубами. Фанаты стали выступать в роли добровольцев и волонтеров, вкладываясь в своего артиста, продвигая и защищая его, заботясь о его имидже. Как позже отметило одно из корейских экономических изданий в 2012 году, «девушки, которые раньше могли только выкрикивать «Оппа!» теперь имеют власть над оппой». Таким образом, в это время фанатская деятельность вышла за пределы простого потребления музыки и обожания кумира, достигнув той точки, когда могла в полной мере не только помогать, но и влиять на артиста. Это актуально для артистов во всем мире, но именно к-поп фанаты имеют высшую степень организации, а в их деятельность входит целая куча обязанностей.
Как фан—культура в Южной Корее обрела черты современного сасэнства?
Давайте вернёмся в 90-е годы. Всё же тогда интернет ещё не получил большого распространения, был медленным и дорогим, а Республика Корея только встала на путь выхода из экономического кризиса. Поэтому использование ПК для многих людей было роскошью. Так фанаты стали стекаться под общежития артистов, чтобы делиться последними новостями, проводить вместе время и надеяться на личную встречу со своим кумиром. Как к таким паломничествам относились сами артисты? SechsKies, как говорят, часто сбегали от фанатов, а иногда даже вызывали полицию, чтобы разогнать толпу. Некоторым из айдолов приходилось пробираться в свои дома, карабкаясь по стенам. Но по большей мере агентства и сами артисты бездействовали. В отсутствии социальных сетей они находили трогательным факт того, что фанаты так сильно хотят увидеться с ними. В одном из новостных сюжетов 90-х, опубликованном не так давно, видно, как девочки-подростки почти что живут на улице, по несколько суток карауля своего кумира. «Мама, не ищи меня», – говорит одна из них.
2000-е породили реалити-шоу, в которых демонстрировалась частная жизнь к-поп артистов. Есть мнение, что это и привело к «воскрешению» сасэнства, ведь поклонники хотели ещё больше подробностей и деталей личной жизни своего кумира. По статистике большинство сасэн-фанатов – девушки от 13 до 22 лет, но среди них встречаются и сасэны-мужчины. Именно с ними связаны самые странные и страшные случаи: слежка за родными и близкими, угрозы жизни и даже попытки убийства.
Освещение сасэнства в СМИ
«Причина, по которой нелегальная информация о рейсах популярна среди сасэн-фанатов в том, что в такой ситуации айдолы очень уязвимы и не могут сбежать. Самолёт – единственное место, где им некуда деться. Мы все заперты в одном и том же маленьком пространстве в течении нескольких часов, и это делает ситуацию такой привлекательной для сасэнов», – заявил бывших сасэн-фанат в интервью для одного корейского издания. Многие сасэны даже взламывают телефоны своих кумиров, продают их номера телефонов и номера страховок в Интернете.
В связи увеличением активности сасэн-фанатов и хакеров, программа MBC «Сuhltwo’s Veranda Show» обратила внимание на эту проблему. В одном эпизоде в центре внимания программы оказалась проблема сасэн-фанатов, и в студию была приглашена одна девушка, которая является сасэн-фанаткой с 7 класса. «Я стала сасэн фанаткой с 7 класса, преследуя DBSK. Затем я перешла к другой группе», – сказала она. – Я знала даже такую фанатку, которая использовала наследство своего отца, чтобы быть сасэном как можно дольше. Нанимая такси и покупая дорогие подарки, она потратила по меньшей мере 60 млн. вон (около 54 000 $)». Кроме того, она назвала самыми ужасными тех сасэн-фанатов, которые бьют звезд: «Когда звезда выходит, сасэн-фанаты хватают знаменитость за волосы и валят ее на пол». Всё это делается из-за «любви», чтобы идол заметил и запомнил их. Таким образом, действия сасэнов варьируются от раздражающих до действительно пугающих.
Вывод: быть одержимым фанатом – безусловно плохая идея. Возможно, некоторые считают это отличным способом «оказать поддержку» айдолам, однако многие из них выразили свою обеспокоенность по поводу фанатов, которые становятся слишком одержимыми и тратят на них все свое время. Никто не запрещает любить и обожать своего кумира, но не стоит забывать и про уважительное отношение к нему. Всё-таки этого достоин каждый человек, вне зависимости от его статуса и популярности.