Мало кто хотел бы пожить в средневековой Западной Европе, когда в ней пылали костры инквизиции, и людей косила черная смерть. Однако порой так хочется пощекотать нервы и проникнуться в жуткую атмосферу, почувствовать себя еретиком, которого преследует католическая церковь. В городе Орша проходит выставка «Охота на ведьм», посвященная событиям того времени.
Все экспонаты оршанской тематической выставки размещены только в одном зале, увешанном картинами с изображенными людскими страданиями. Вниманию посетителей также примеры орудий пыток, о которых подробнее поведал экскурсовод, и не только о них.
Первоначально познакомились с известной средневековой специальностью, как чумной доктор. По ошибке многие люди считают, что чумной доктор лечил людей, но его основной задачей было их изолировать, а потом ходить проверять, все ли живы здоровы. Трость такого человека предназначена для приподнимания одежды во время проверки, а в длинный клюв закладывались пахучие вещества, например, ладан и чеснок. Поскольку чума передавалась воздушно-капельным путем, это был отличный способ для защиты.
Устрашающе выглядели маски позора, сделанные в гротескном стиле, возникшем в шестнадцатом веке. Их одевали лицам, нарушающим общественный порядок. Маску в виде свиньи носили люди, злоупотребляющие алкоголем. Лопоухую за праздное пустословие. «Лжеца» за клевету, сплетни, ругань и даже за неуважение к мужу. Среди масок существовала и маска палача. Тот надевал ее, чтобы передать пышность и таинственность обряду казни.
Маска палача
Со средневековыми устройствами связано немало легенд. Согласно одной из них, когда рыцарь уходил в поход, он заковывал возлюбленную в пояс верности, которую дама хранила вплоть до его возвращения. Но на самом деле этот экспонент использовался женщинами, преимущественно в Италии, с целью избежать насилия во время нападения врагов.
Пояс верности (нижняя полка)
Простейшим орудием пыток являлся испанский сапог. Он состоял из двух пластин с шипами. Данное приспособление надевали на голень жертвы, обрекая на пожизненную инвалидность. Скрипка сплетницы и дудка крикуна весьма щадящие наказания той эпохи. В большое отверстие скрипки помещалась голова, а в маленькие – руки. Хотя после нее болели локти, зато человек оставался живым и здоровым. Дудку крикуна терпели музыканты, чьи произведения не понравились толпе. Дудка располагалась на шее, а в отверстия вставлялись пальцы рук. В такой позе горе-исполнитель находился несколько дней.
«Ведьмина сбруя» представляла собой клетку, в которую просовывалась голова жертвы. Она применялась при допросах ведьм, проклинавших своего мучителя. Когда подозреваемая в колдовстве начинала говорить, то язык и неба протыкались шипами. При допросах ведьм судебной системой также использовался специальный стул. В кандалы вставлялись руки, а шипы их протыкали. Планка, на которой сидел человек, постоянно регулировалась, причиняя боль.
Стул ведьмы
Как физическим, так и психологическим инструментом пыток являлась железная дева. Обреченного помещали внутри сооружения и крепко закрывали, а затем в обреченного вонзались острые шипы. Дополнительные терзания доставляла способность девы разогреваться на огне. По такой же схеме к мукам и страданиям приводило колючее кресло, однако после его применения человек продолжал жить.
Несмотря на популярность наказывать виновных зверскими методами и использовать разнообразные маски позора, чаще всего в средневековой Европе прибегали к розгам. По словам гида, даже в оршанском иезуитском коллегиуме секли людей. Только сами члены Ордена иезуитов учеников не били, а приглашали специального человека. Жертву укладывали на скамью, связывали и били по оголенным частям тела.
После выставки «Охота на ведьм» многие посетители были впечатлены жестокостью по отношению к ведьмам и еретикам, но остались довольными. Им запомнились не только гротескные маски позора, леденящие душу орудия пыток, а также и приятное покалывание в спине во время сидения на кресле с шипами, которое разрешил испытать экскурсовод. Не обошлось и без фотографий и сильных положительных эмоций.
Испытание кресла с шипами