Электронная коммерция развивалась в Китае очень рано, самая первая покупка в Интернете была совершена в ноябре 1996 года, когда посол Канады в Китае купил горшок с кактусом на сайте одной из компаний. Наиболее важными платформами для онлайн-покупок в Китае являются Taobao и Jingdong. А Белорусская универсальная товарная биржа (БУТБ), основанная в 2003 году, является ведущей оптовой платформой электронной коммерции в Беларуси. Биржа использует онлайн-торговлю с электронными подписями, балансируя между здоровой конкурентной средой и механизмами свободного ценообразования. Годовой оборот биржи составляет более 300 000 сделок, а клиентами являются более 18 500 компаний из 60 стран мира. Основными платформами онлайн-покупок в Беларуси являются местные платформы электронной коммерции и платформы трансграничной электронной коммерции. Основными местными платформами являются E-dostavka, 21vek.by, kufar.by и другие. Платформы трансграничной электронной коммерции включают AliExpress, Amazon, Ozon и так далее.
Основные китайские платформы электронной коммерции и способы оплаты покупок
Alibaba развивалась благодаря электронной коммерции. 1688, предшественник Ali, был основан Джеком Ма в 1999 году для предоставления услуг по поиску поставщиков и оптовой торговли. Alibaba создала Taobao и Alipay в 2003 году. В то время люди с недоверием относились к интернет-магазинам. Alibaba создала Alipay для решения этой проблемы. Когда люди платят за товары на Taobao, эти деньги не идут напрямую продавцу, Alipay хранит эти деньги для продавца, пока покупатель не подтвердит получение, тем самым решая проблему, когда покупатели боятся покупать товары в интернете. AliExpress, с другой стороны, является международной версией Taobao, но сам по себе не связан с ним. Комплексные торговые платформы Ali включают в себя сайт 1688, Taobao, Tmall, AliExpress и Khao Lak Haibao. В мае 2013 года Али объединил усилия с крупнейшими китайскими логистическими компаниями Shunfeng, Shentong Express, China Express, Yuantong Express и Yunda Express для создания компании Cainiao Network Technology Co. Ltd. и создала складские системы в нескольких городах Китая. В 2017 году компания Shunfeng отделилась от логистической системы Cainiao. Позже Али инвестировал в курьерскую компанию Cainiao, чтобы удержать ее от ухода из Cainiao. Double 11 — это фестиваль шопинга, созданный Tmall, с очень большими скидками 11 ноября каждого года. 2021 год оборот Tmall во время Double 11 достиг 540,3 миллиарда юаней (около 81,747 миллиарда долларов США). Оборот Jingdong в 11 квартале составил 349,1 млрд юаней (52,818 млрд долларов США). 939 миллионов ежемесячных активных пользователей Taobao Tmall в 1 квартале 2022 года.
Компания Jingdong была основана 18 июня 1998 года Лю Цяндуном. Компания Jingdong начинала как агент и открыла сектор электронной коммерции в 2004 году с официальным открытием Jingdong Multimedia.com. в июне 2007 года она официально изменила свое название на Jingdong Mall. в 2007 году Jingdong создала отдел внутренней логистики, а в 2017 году официально учредила дочернюю компанию Jingdong Logistics. Jingdong Logistics создала шесть высоко синергетических сетей, включая складскую сеть, интегрированную транспортную сеть, сеть доставки последней мили, сеть доставки крупных товаров, сеть логистики холодных цепей и сеть трансграничной логистики. 2022 Jingdong Logistics и Deppon достигли стратегического сотрудничества и приобрели 66,49% акций Deppon Logistics. 618 — день основания Jingdong и фестиваль шопинга, учрежденный Jingdong. Каждый год 18 июня на платформе Jingdong действуют самые большие скидки года. 2021 год Оборот Jingdong в течение 618 года достиг 343,8 млрд юаней (примерно 52,016 млрд долларов США). 2021 год закончился тем, что число активных пользователей Jingdong составило 570 млн человек.
Poundland — это сторонняя социальная платформа электронной коммерции, ориентированная на групповые покупки C2M, основанная в сентябре 2015 года, где пользователи могут объединяться для покупки качественных товаров по более низкой цене, инициируя группу с друзьями, семьей, соседями и т.д. Он завоевал очень большое количество пользователей своими низкими ценами, но поскольку в то время на Poundland было много поддельных товаров, репутация была очень плохой. 2018 год Государственное управление по надзору и регулированию рынка попросило Шанхайский отдел промышленности и торговли провести собеседование с Poundland. В первом квартале 2022 года число активных пользователей достигло 733 миллионов.
На обширной китайской платформе для онлайн-покупок можно купить все, что угодно. За исключением товаров, запрещенных государством к продаже. От мелких деталей винтов до автомобилей, домов и яхт. Даже краденые вещи, конфискованные государством, продаются через интернет-аукционы. Кошки, собаки, жуки и другие существа или образцы также можно приобрести на торговой площадке. В сочетании с такими платформами, как доставка холодных грузов, супермаркеты от имени клиентов и доставка еды на дом, вы можете купить все, что захотите, не выходя из дома.
Покупки на вышеуказанных или более китайских платформах поддерживают Alipay и WeChat. И WeChat, и Alipay поддерживают привязанные UnionPay, VISA, MasterCard, JBL, Discover и другие банковские карты. Только Alipay требует, чтобы только владельцы паспортов Гонконга, Макао, Тайваня и некитайских стран могли привязывать некитайские банковские карты.
Как правило, существует два варианта курьерской доставки: первый — забрать товар в пункте хранения курьерской службы, второй — доставить его к вашей двери. Курьеры под управлением CaiBird размещаются в курьерских камерах CaiBird или на стеллажах. SF в основном доставляется до двери, но доставка, когда вы не дома, вы можете быть размещены в пределах SF собственный сайт экспресс, вы также можете выбрать для отправки в другое время. Jingdong также в основном доставляет товары до вашей двери, с возможностью забрать их на сайте Jingdong Express, в то время как EMS может доставить товар в любую точку страны, но своевременность доставки не такая хорошая, как у других экспрессов.
Торговые площадки и способы оплаты в Беларуси
В Беларуси также имеется широкий выбор торговых площадок. Существуют такие торговые сайты, как 21vek, E-dostavka, Kit.by, AliExpress и Ozon. Эти платформы не сильно отличаются от китайских. Только ассортимент продукции меньше, чем в Китае. Но у каждого из них разные категории товаров. Например, в E-dostavka много товаров повседневного спроса, включая фрукты, овощи и мясо, а также электронику. 21vek.by имеет почти все категории, но, честно говоря, некоторые категории не полные и выбор товаров невелик. 5элемент продает в основном электронные товары, включая бытовую технику, а OMA продает в основном товары, необходимые для декора. AliExpress, с другой стороны, полагается на торговцев, которые переезжают, и кто бы что ни продавал на нем. Ozon — ведущая платформа электронной коммерции в России, на которой можно купить российские товары. Хотя некоторые продукты недоступны в Беларуси, я не думаю, что это белорусская проблема, а то, что эти компании просто не продают эти продукты здесь. Некоторые импортеры также не понимают спроса на эту продукцию, поэтому ее нет в Беларуси.
А платежными средствами в основном являются VISA и Mastercard. Внутренней платежной системой в Беларуси является Belcard, которая была разработана самой страной, и из-за войны между Россией и Украиной и западных санкций VISA и MasterCard могут использоваться только для внутренних платежей. Возможно, не удастся оплатить зарубежные торговые площадки, такие как AliExpress. Альтернативой является оплата наличными за товары, приобретенные в Интернете. Но эти платформы не поддерживают UnionPay. Однако небелорусские карты VISA и MasterCard все еще могут быть использованы для оплаты товаров на этих платформах. На некоторых торговых платформах товары в основном доставляются на почтовое отделение, куда покупатель отправляется, чтобы забрать посылку. Все сайты поддерживают экспресс-доставку.
Я думаю, что основное различие между белорусскими и китайскими торговыми площадками — это объем, количество товаров в Китае более разнообразно, чем в Беларуси. Но разница в плане логистики продукции и т.д. не так велика. Поэтому я считаю, что белорусская торговая площадка по-прежнему очень хороша. Просто цены на некоторые продукты очень дороги лично для меня.