Популярная психология появилась благодаря буму в маркетинге и социальных сетях. Стали популярны заблуждения, которые наносят ущерб области этой науки.
Популярная психология — это сфера, которая продвигает концепции и подходы, которые не всегда основаны на науке. Это явление усиливается огромным количеством публикаций “неспециалистов”, а также социальными сетями на протяжении более десяти лет. На самом деле, то, что началось в 1950-х годах как искренняя попытка сделать область психологии более доступной для широкой публики, часто развивалось в довольно сомнительных направлениях.
Психологические мифы появляются во многих постах, которые мы ежедневно читаем в своих лентах Twitter, Facebook и Instagram.
Сегодня существует множество публикаций о самопомощи, написанных деятелями, не относящимися к области психологии. Это также делает популярными идеи и теории, не подкрепленные наукой.
Поп-психология и ее истоки
Продавать книги с мотивационными названиями — это прекрасно. Однако до публикации материалов по психологии, основанных на реальных научных доказательствах, еще далеко. Действительно, одно не имеет ничего общего с другим. Однако все еще есть те, кто не видит отличий между ними. В основном это связано с “броскостью” поп-психологии, феномена, который существует уже более десяти лет.
История бума психологии началась так: Джордж Миллер был президентом Американской психологической ассоциации в 1969 году. Этот известный эксперт в области когнитивной психологии выступил с обращением к своим коллегам-профессионалам. Он хотел приблизить психологию к миру. Его цель была стоящей. На самом деле, он хотел привлечь внимание к этой теме и предложить инструменты для решения проблем общества.
С этого момента начали появляться различные специализированные издания. Однако настоящий бум начался только в 90-е годы. Психология продавалась, и впоследствии она стала успешной…
Есть очень интересная книга историка Эллен Херман «Романтика американской психологии: политическая культура в эпоху экспертов». В нем она объясняет, что в 1990-х годах психология, которая всегда была тихой академической дисциплиной, пережила необычный бум.
Внезапно это стало властным голосом. На самом деле, за короткое время начали распространяться публикации всех видов. Они варьировались от тех, которые давали рекомендации по семейным и эмоциональным вопросам, до тех, которые давали рекомендации по государственной политике. В этой области мы можем выделить большой успех Брене Браун, профессора и исследователя Хьюстонского университета.
Как и во всех областях, если академическая и профессиональная дисциплина хочет охватить все аудитории, она должна изменить свою лексику. Внезапно психология стала доступной для всех аудиторий, и публика хотела все большего и большего. Действительно, они хотели учиться, тренироваться, узнавать и понимать самих себя.Именно тогда начался бум публикаций о самопомощи и позитивной психологии.
Вместе с великим бумом в психологии в 90-х годах пришли популярные психологи. Они были авторами, консультантами и докладчиками, которые высказывали свое мнение и считались экспертами, но на самом деле не имели никакого образования в области психологии.
Популярная психология и рост ненаучных публикаций
На самом деле, на протяжении всего бума 1990-х годов и по сей день существует
множество статей, написанных квалифицированными экспертами, академиками или научными журналистами.
Например, есть «Эмоциональный интеллект» (1995) Дэниела Гоулмана, «Эмоциональный мозг» Джозефа Леду (1996) и «Мышление, быстрое и медленное» (2011) Дэниела Канемана. По этой причине мы должны подчеркнуть, что большое количество книг, которые поступают на рынок, поддерживаются экспертами и профессионалами в этой области.
Однако, где возникла проблема? Почему сегодня распространяются недоказанные, упрощенные или неправильные представления о психологии? Вот некоторые из причин:
- Большое количество публикаций о самопомощи было написано неспециалистами по этому вопросу.
- Чрезмерное упрощение психологических концепций, которые в попытке донести их до широкой публики в конечном итоге теряют свой первоначальный смысл.
- Бум публикаций, сочетающих психологию со спиритизмом и ненаучными концепциями.
- Высокий спрос на психологическую информацию со стороны широкой общественности, что приводит к распространению публикаций в средствах массовой информации неспециалистами.
- Популяризация неверных психологических мифов, например, о внутреннем ребенке, различии между левым и правым полушарием мозга и т.д.
Важность отделения маркетинговой индустрии от научно обоснованной психологии
Чаще всего маркетинговая индустрия продает ключ к счастью. Это привело к распространению книг, основанных на классическом токсичном (и ненаучном) позитивизме, который основан на явно индивидуалистическом повествовании о себе. То самое повествование, которое убеждает нас в таких идеях, как все, что нам нужно сделать, чтобы что-то произошло, — это сильно постараться.
Важно знать, как отделить маркетинг “поп-культуры” от реальных научных публикаций. Конечно, мы все свободны выбирать все, что захотим. Однако давайте не будем забывать о книге Джорджа Армитиджа Миллера «Цель». Психология должна помогать обществу решать его проблемы.
Чтобы это произошло, необходимо предложить строгий, достоверный и эффективный контент, написанный экспертами в области психологии. Именно такие книги нам следует искать среди огромного количества предлагаемых в настоящее время изданий.