Искусство – слово, отродясь знакомое каждому. Обычно, когда мы слышим его, то представляем театр, величественные оркестры, утончённую архитектуру и красочный мольберт художника. И только истинные гурманы, как и Пауло Коэльо, с уверенностью ответят, что именно «кулинария – прекрасное и самое совершенное искусство. Оно включает все наши пять чувств и добавляет к ним шестое – потребность отдать все лучшее, что есть в нас».
В городе Минске есть всего лишь несколько учебных заведений, в которых готовят начинающих «творцов искусства», среди которых есть и «Минский государственный профессионально-технический колледж кулинарии». Мне удалось пообщаться с одной учащейся данного заведения, Владой (имя изменено). Она не только расскажет нам о своей специальности, нюансах поступления и жизни колледжа, но также раскроет именно те факты, которые не принято обсуждать вслух.

– Влада, расскажи, ты сразу определилась с выбором специальности или же в мыслях были и другие варианты?
После 9 класса выбор учебных заведений и профессий очень разнообразен, сложно сразу на чём-то одном остановиться. У меня было достаточно много вариантов, а также в придачу весьма нехилый средний балл. Всё начиналось с журналиста, архитектора, но потом, проанализировав свои желания, мысли, я поняла, что повар – именно то дело, которым бы я хотела заниматься всю жизнь.
– Почему ты решила стать именно поваром детского питания?
Из сферы общественного питания, кулинарии я целенаправленно выбрала повара детского питания. Ни кондитера, ни пекаря не рассматривала. Не горю любовью к выпечке, бисквитам и всяким там муссам – не моё. Я больше по мясу, пюре, полноценной пище. В столице только в «Минском государственном профессионально-техническом колледже кулинарии» есть повар детского питания, поэтому выбор пал именно на это учебное заведение.
– Как прошло твоё первое знакомство с профессией в стенах колледжа?
Самая первая встреча с колледжем и абитуриентами – подача документов в самый разгар лета. Мы приехали в первый корпус, как позже оказалось, их всего 3. Наряду с нашей лабораторией неподалёку находилась и пекарская, откуда шёл приятный запах сырной выпечки. Ну что сказать, все были улыбчивые, приветливые, всё складывалось хорошо. Вот это первое знакомство. В конце лета я приехала за результатами, опять же в 1 корпус. Сказать, что мы были в неведении полной ситуации – это не сказать ничего. Ответы, на интересующие нас вопросы, были неполными и сухими.
– Можно ли сказать, что ожидание и реальность совпали, или всё же что-то пошло не так?
Вообще, если честно, когда я поступала в колледж кулинарии, у меня в голове складывалось ощущение, что это место с санитарией на высшем качестве. Я думала так до того момента, пока не увидела огромные деревянные разделочные доски, которым уже достаточно много лет. Дело в том, что дерево очень много в себя впитывает и это не является безопасным. Состояние уборной тоже оставляет желать лучшего. Но при этом здесь всё идеально чисто, отдаю дань нашей уборщице. Удивительно, но ко всему этому быстро привыкаешь.
– Что ты можешь рассказать непосредственно об учебной программе, нагрузке?
Обучение состоит из двух основных частей: теория и практика.
Теория
Теоретическое обучение длится 5 дней в неделю, состоит из базовых предметов: математика, русский язык, физика – школьная программа, а также из специальных дисциплин: специальные технологии, санитария, физиология, гигиена, оборудование объектов общественного питания. Например, на спец. технологиях мы изучаем самое главное – процесс приготовления пищи, его основные особенности, с остальными предметами из контекста всё и так понятно.
Практика
Производственное обучение у нас всего 1 раз в неделю. По правилам, оно длится 6 часов, из которых 1.30 теории, остальное – практика. Но за 3 часа мы успеваем достаточно сделать.
Первое время нагрузка была большая, сейчас меньше. В среднем, у нас 3-4 пары, которые заканчиваются в 14:45 и 16:35, включая в себя перерыв на обед – 1 час. Кстати, еду нам привозят из строительного колледжа, а в столовой только подогревают.
– Опиши, как у вас проходит производственное обучение?
Итак, всё начинается с того, что наша группа спускается в самое неприметное, неуютное место, как мы его называем, подвал. Другими словами, настоящие катакомбы!В этом подвале находится и наша гардеробная, если можно её так назвать. Она представляет собой большое помещение, разделённое на два поменьше одной тонкой стенкой. Здесь мы переодеваемся на производственное обучение.
И только потом наша группа поднимается в производственные лаборатории. Это две маленькие комнатки. Основной интерьер, как видите, – железные столы, деревянные разделочные доски и огромная раковина.

Сейчас мы вообще пока ничего не готовим, только 1 семестр идёт. На данный момент, то с чем мы уже успели поработать – овощи. Овладевали различными техниками нарезки картофеля, морковки, помидоров. Вот уже скоро начнём работать с рыбой.
На данный момент практика проходит в стенах колледжа, но как мне известно, второй год обучения представляет собой выезд на различные предприятия.
– Что представляет собой отработка после окончания обучения?
Учащиеся, которые поступали в колледж по целевому направлению отрабатывают два года, остальные – 1 год. Список рабочих мест достаточно широк. Устраиваются молодые повара и в школы, и в кафе, и в рестораны, всё зависит от успеваемости.
– На какую стипендию может рассчитывать учащийся?
Стоит начать с того, что стипендии у нас нет. Зато у нас есть бесплатный проезд и обеды. Так получилось, что до этого колледж набирал исключительно выпускников 11 классов, но с 2022 года запустили и 9 классы. Так что мы в этом плане первопроходцы. Но что касается одиннадцатиклассников, то стипендия у них есть.
– А как обстоят дела с общежитием?
Пожалуй, начну с того, что у «Минского государственного профессионально-технического колледжа кулинарии» нет своего общежития. В большинстве случаев, иногородние получают места в общежитии «Минского государственного профессионального лицея № 7 строительства». Оно находится совсем близко: всего в 20 минутах езды от учебных корпусов поваров-кулинаров. К сожалению, как и во многих других средних, высших учебных заведениях, место в общежитии достаётся не каждому. Но претендовать на получение жилья в Минске могут все иногородние без исключения.
Что касается оплаты, то она производится помесячно и обычно не превышает 12 бел. рублей.

– Нужно ли быть отличником, иметь хороший балл аттестата, чтобы быть поваром?
Проходной балл на повара не сказать, что и высокий, но и не совсем низкий. В этом году он был 6.4. На кондитера ещё выше.
– Тяжело ли взаимодействовать с преподавателями и одногруппниками?
У меня группа просто замечательная все дружелюбные, очень сплочённый коллектив. Нам повезло, по-настоящему повезло. С преподавателями, в основном, тоже проблем нет.
– Каковы преимущества и недостатки обучения на повара?
Преимущества:
Мне нравятся преподаватели, практически все, а также обучение. Само оно построено хорошо, но исполняют его не очень. Оно мне импонирует таким, каким должно быть. Я считаю, что это самое главное.
Недостатки:
1. У нас не хватает преподавателей.
Например, физика началась только с середины полугодия, а география ещё позже.
2. Нет стабильного расписания.
Это тоже большая проблема. Нам его обещают поставить с первого дня. Оно меняется почти каждый день. Хорошо, если хоть на неделю дадут стабильное.
3. Не выделяются деньги на покупку продуктов, формы, инструментов.
По сути, средства на покупку продуктов нам должны давать, но их нет. Мы терпели, пока были овощи. Но уже начинается работа с рыбой, это же не картофель. Путём долгих просьб, хождений в администрацию, нам в итоге выделили 9 селёдок на 12 уроков, на 30 человек!
4. В корпусах достаточно холодно, не везде есть отопление или его недостаточно.
5. Учебников не на всех хватает, их достаточно только для части группы.
Большую часть времени мы проводим без книг. Это очень тяжело, жестоко для глаз – постоянно смотреть в телефон.
6. Тараканы – самая большая проблема.
К сожалению, с этим ничего не делают и особо не хотят. Но само понятие, что они есть меня просто убивает, это мой панический страх. Они есть абсолютно везде, лезут из всех щелей. Проблема в том, что помещение перестраивали. До этого там был ресторан и всё лето рабочие делали из него столовую. Неужели в момент перестройки нельзя было их потравить?

7. Приходится ездить по 3 учебным корпусам.
Об этом нам опять же никто сразу не сказал. В день может быть 2, а то и 3 адреса стоят. Хорошо, что учебные корпуса не в разных частях Минска находятся.
Самая популярная и главная фраза администрации для нашего потока, которую можно приписать ко всем непонятным ситуациям: «По ходу разберётесь!».
– Можно ли отчислиться без отработки и выплаты денег?
Совсем недавно ввели новые правила касательно отчислений. Первые полгода ты можешь отчислиться без проблем, а дальше без выплаты денежной компенсации не получится.
– Если бы тебе была дана возможность полностью реформировать обучение, что бы ты изменила?
Безусловно, предотвратила бы коррупцию. Нам на собрании прямым языком сказали: «Деньги выделяют, но вы же понимаете, что их мало, поэтому покупайте всё сами». Я вам серьёзно говорю, это прямая цитата. Меня постоянно преследует то самое чувство, что тебя где-то обманули, огорошили.
– А всё-таки не жалеешь ли ты сейчас о своём выборе?
Конечно, сейчас бы я что-нибудь другое выбрала. Вот зачем они впустили 9 классы? Условия для обучения ведь не подготовлены от слова совсем.
– И в завершение нашего интервью последний вопрос. Какое напутствие ты хотела бы дать абитуриентам, которые рассматривают поступление в колледж кулинарии?
Ребята, не надо, только если очень хотите учиться на повара, быть им. Хотя для некоторых всё происходящее – обычное явление. Многих всё устраивает. Но для меня то, что происходит – полный беспредел.
Ну что ж, Влада, желаю тебе удачи и поменьше трудностей в дальнейшем обучении!
Вот это лонгридище! Зачтено!
Спасибо за отзыв! Но я думаю, что для абитуриентов, рассматривающих поступление в колледж кулинарии, эта статья вовсе не покажется лонгридищем)). Возможно, даже дополнительные вопросы ещё появятся.