Самородок Оршанщины: Константин Нилов

Важное Главное Культура Новости Поэзия

Оршанщина — родной край для многих белорусских деятелей. Именно здесь большинство известных отечественных литераторов, ученых, политиков ступило первый шаг на лестницу жизненного пути. А в 2022 году в городском Дворце культуры ее объявили как культурную столицу нашей необъятной страны. Один из лауреатов литературной премии имени Петруся Бровки — поэт прозаик, драматург, член Союза писателей Константин Нилов — тоже родился в Оршанском районе.

Поэт рос в деревне Яковлевичи в семье музыкантов. Отец вместе с братом не только исполняли аккомпанементы на гитаре, цимбалах, балалайке, но и сами придумывали музыку. Пристрастие к перу проснулось у мальчика с ранних лет. Дебютировал со сборниками «Реквием тревоги», «Меридиан моей любви», «Души и сердца камертон». Их шелестящие, колышущиеся на ветру страницы наполнены такими душевными творениями, как повести «Гнев святого Георгия» и «Ольга», что опубликована в журнале «Неман». В 1968 году Нилов становится победителем Всесоюзного конкурса «Молодая поэзия». В 2002 — республиканского конкурса драматургии. Удостоен ордена «Знак почета», знака «Выдатнік народнай асветы», а также статуэтки «Золотой купидон» за первое место в номинации «Лучшее произведение в жанре песенной поэзии» на конкурсе в Ганцевичах. За всю писательскую карьеру ему довелось сотрудничать с четырнадцатью белорусскими и российскими журналами.

В произведениях Константин Григорьевич писал о различных исторических событиях, выпавших на судьбу народа, — о ядовитых радионуклидами тучах, заполонивших гомельские небеса в апреле 1986 года; о колючих проволочных заборах, в которых томились западные белорусы под гнетом польской армии; о храбрых и отважных советских воинах, ковавших Победу на фронтах и в тылу в Великую Отечественную войну; о чувствах к миролюбивой Белой Руси и Орше и фантастические мотивы. Кроме того, им создавались юмористические рассказы, детская проза и сборники. Так несколько стихотворений  из поэтического сборника «Вянок Беларусі» композитором Игорем Лученком были переведены на музыку. С этими мелодичными словами проводятся самые значительные мероприятия: на минских «Дажынках» звучала композиция «Три сосны, три сестры», при открытии мемориального комплекса воинам-интернационалистам, погибшим в Афганистане, — песня «Остров слез», а к 85-летию со дня рождения Машерова — «Тишина».

Центральное место в книгах Константина Нилова занимает тема войны. Окутанная мрачной дымчатой пеленой, с израненным исполосованным ликом и кроваво-красным пятном на груди, она из века в век бродила вслед за человечеством. Несла за собой голод, нищету, руины, боль и трагедию поколений, глупую смерть… Поэт пытается показать истинную сущность полей брани в своих произведениях. Донести до читателей, что бессмысленные сражения по чьей-то прихоти ни к чему хорошему не приводят. Особенно актуально в наш час стихотворение «Ложусь я спать, а в сердце Украина». Его строки — отражение горя невинных мирных жителей, которым ежедневно приходится скитаться по разрушенным улицам в поисках укрытия; человеческой усталости от борьбы  братских народов, чья родственная кровь по сосудам вытекает из одного племени.

***

Кровь, раны…
И на улицах не места
Где спрятаться в Славянске
от осколков, —
Своих свои бьют..,
так лесные волки
Лишь поступают в самой
черной мести…

Ложусь я спасть,
а в сердце Украина,
Переживаю за чужого сына, —
Вдруг пуля незаметно пролетит,
Где паренёк домой
сейчас спешит…

Два года назад началась усердная работа писателя над трилогией «Противостояние», посвященной событиям Советско-польской войны 1919-1921 годов. Первая часть — повесть «Дорога из колючего ада» рассказывает о трагической судьбе военнопленных в польских концентрационных лагерях. По сюжету, краском Александр Лобацевич служит в армии Тухачевского под Варшавой. При контрнаступлении польских дивизий их войско терпит поражение, многие солдаты погибают, сам же Лобацевич вместе с товарищами попадает в Тухольский лагерь. Герой сталкивается с ужасными нечеловеческими условиями — отсутствием медикаментов, плохой пищей, дизентерией, холодом, угнетением и пытками — и понимает, что уже не спастись. Однако не тут то было… На «политпромывке» узников красноармеец встречает давнего друга — курсанта артиллерийского училища Михаила Ромашевского, с которым учился в одной группе. В отличии от Лобацевича Ромашевский присоединился к белому движению и воевал против большевиков, потом эмигрировал. Михаил вызволяет товарища из польского лагеря и устраивает на работу в редакцию городской газеты «Свобода и мы», являющейся дочерней польской «Свободы». Михаил Ромашевский и другие корреспонденты резко высказываются против режима Пилсудского, обвиняя его в безжалостности над пленными русскими даже красноармейцами. Они выступают под эгидой «Русские должны защищать русских» и мечтают вернуться на Родину. На страницах издания журналисты публикуют всю истину, что твориться в концлагерях, дополняя ее в качестве доказательств леденящими душу фотографиями. Например, как поляки дали пленникам деревянные ружья и приказали имитировать наступление, а сами в войсковой экипировке галопом помчали на них, разрубая истощенные тела саблями. Сам же главный герой открывает в себе поэта и, прикрываясь под псевдонимом Александр Леванович, публикует свои стихотворения о тоске по России, пока не получает от редакции важное задание…

В произведении Нилов ярко отображает трагедию изморенных узников, обреченных на мучительную смерть от зверств поляков, детально описывая как физические терзания, так и душевные от обрекаемой безысходности через историю фельдшера Карпенко: «Представьте себе: голод, холод, пронизывающий северный ветер, и людей раздевают догола на воздухе, вне помещения, а потом загоняют в предбанник и окатывают из шланга ледяной водой, заставляя полчаса стоять в таком состоянии. Затем гонят в парную и окатывают уже чуть ли не кипятком и опять — на холодный воздух… Что же ожидает после такой процедуры человека? А тюфяки, на которых они спят! Привозят с полей сырую, полуупревшую солому и набивают ей тюфяки! И это еще считается хорошей набивкой! Потому, что вместо соломы опилки можно получить. О пище говорить не буду. Похлебка из неочищенного картофеля с добавлением какой-то полугнилой свеклы, и считается еще хорошим блюдом… Рабов в Древнем Риме и то так не кормили».

В этом же издательстве выходит повесть «Копысская новелла» о юных героях-подпольщиках и партизанах, защищавших Оршанщину в Великую Отечественную. При работе над произведением изучались исторические документы, поднимались архивные данные, читалось множество документальной литературы. Книга состоит из двух частей. Первая повествует о событиях в довоенное время, когда наши ребята наслаждались беззаботной жизнью, ходили на уроки, ловили рыбу на Днепре и пили чай в гостях у Янки Купалы в Левках. Завязкой сюжета служит внезапное появление на конезаводе нового подозрительного ветеринара. Его странное поведение привлекло главных героев — школьников Пашу Веслова, Мишу Серебрякова и Васю Корешова —  еще в лесных зарослях: «Незнакомец присел на кочку, стал медленно снимать правый сапог, переобувшись, поднялся с места, согнул ближайшую от него орешину и стал срывать с нее ореховые гроздья, направляя их в свою сумку». А после того, как на рыбной ловле мальчики нашли кусок ткани от немецкого парашюта, случая отравления самогоном руководителя военных сборов Ивана Жукова и появление внезапной болезни у лошадей, предназначенных для Красной Армии, делом заинтересовалось НКВД. Так в конце первой части была найдена немецкая радиостанция, а самому ветеринару удается скрыться.

События во второй половине повести происходят в 1941-1943 годах — с момента нападения нацистской Германии на Советский Союз. Поселок Копысь оккупирован коричневой чумой, многие, кого обидела, лишила, порой заслужено, всего большевистская власть стали полицаями. Бедных евреев лишили жилья, принудили пришить желтые шестиконечные звезды на одежды и отправили в гетто. На глазах некоторых сельчан  фашисты расстреляли их родных и близких. Например, трагична история рабочего кафельного завода Якова Гинзбурга. По приказу офицера абвера Витвера, заводчик должен был изготовить ему изразцы для печи до дня рождения взамен на освобождение семьи Гинзбурга из гетто. Но в итоге от бабушки до младшей дочери она была убита. «Яков за сутки постарел будто на двадцать лет». Благодаря сотрудникам НКВД и разведывательно-диверсионным группам, в Копысе шла ожесточенная борьба с захватчиками. Массовое сопротивление организовывали и храбрые партизаны и подпольщики. Паша Веслов, Миша Серебряков, Вася Корешков под прикрытием устраивались на работу к оккупантам, чтобы передавать разведывательные данные в партизанский отряд. В местной столовой летчиков сестры Александра и Зинаида Шевень мыли посуду и тоже узнавали ценную информацию. Однажды они решали между собой, кто пойдет сообщать о новых немецких бомбардировщиках, отправленных в Болбасово. А также месть Якова Гинзбурга за свою погибшую семью — заклад в одну из кафельных плиток мины, что взрывалась под определенной температурой.

Кроме того, Константин Нилов известен своими поэмами, пронизанными иронией и юмором. Многие из них подобны сказкам. Одним из таких произведений автора является «Сказ про князя Григория и его сыновей». Действия разворачиваются в Орше. У князя Григория было три сына, которые уже созрели для трона, однако вели себя как дети: Степан заигрывал с каждой, что повстречает его на пути; Роман любил подвыпить, а Иван целыми днями играл в футбол и «в одних подштанниках решался с крутелкой ентою скакать». Князю снится план, как образумить сыновей, и тот решает осуществить его, поженив их. Он дает парням лук, и «куда стрела и приземлится, туда сватов тотчас зашлю». Однако стрелы были с секретом, и у двора собрался поток девиц…

    ***

У ворот толпа народа,
В удивлении помест:
Будто вся вокруг природа
Из одних сплошных невест.

Налетели как сороки
Вдовы ближних городов,
Кирпичём надраив щёки,
Разодрав носищи в кровь.

На пристолище прицелы,
Не глаза вокруг – угли!
А в руках зажаты стрелы,
Все за счастием пришли!..

Поэма автора насыщенная, сочна извилистым сюжетом и непредсказуемой концовкой. «Сказ про князя Григория и его сыновей» можно назвать поучительной историей, и не только потому что он напоминает образностью, сравнениями и метафорами басню. Произведение учит терпеливости, например, в моменте, где стрела младшего сына Ивана, летя в сторону Барани, попадает в лапы белки в сосновом лесу. Та просит парня подождать чуть-чуть до перевоплощения в «царевну из Эллады», да потрудиться, и тогда поднимется оршанская экономика.

Константин Григорьевич выдающийся белорусский литературный деятель. Его лирика наполнена певучими метафорическими высказываниями, а проза — необычными сюжетами и местами — иронией. Творчество Нилова многогранно, и это никак не мешает автору являться значимым как для своей аудитории, так и Родины.



Теги:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *