Курсовая работа – 1000 и 1 забота типичного студента. О том, как не утонуть в литературе и не провалиться под землю на её защите

Главное Наболело Универ

Что такое студенчество? С чем оно ассоциируется? Вопросы, волнующие именно тех ребят, которые вот-вот переступили порог университета. Для одних студенчество – квест на выживание с вечными пересдачами и пропусками, для других – уникальная платформа реализации себя.

Но для меня, несомненно, неотъемлемой частью студенческой жизни навсегда останется курсовая работа – самая жёсткая проверка на прочность, с которой я столкнулась в первый же год своего обучения. Подвох, где я его не ожидала никак.

Первая курсовая – это испытание для любого студента и в одиночку справиться очень сложно, поэтому в этом материале я расскажу, опираясь на свой личный опыт, что это за работа и с чем её едят, а также о том, как не ударить в грязь лицом на её представлении.

Стоит начать с того, что курсовая работа – это самостоятельное задание, в котором студент выступает в роли учёного-исследователя, изучающего определённую тему на выбор. Простыми словами, это достаточно большой научный и до мозга костей формальный доклад в 25-35 листов А4.

В основном, знакомство студента с курсовой начинается со 2 курса. Но на некоторых специальностях, учащихся озадачивают таким «приятным подарком» и на 1-ый год обучения.

Только в профессиях с научным уклоном ещё совсем «зелёных» студентов-первокурсников целиком втягивают в учёную рутину. Впрочем, так произошло и со мной, ведь занесло меня на «Социологию» БГУ.

Итак, курсовая работа, словно капризный ребёнок заставляет вспоминать о себе уже во втором полугодии 1 курса (в моём случае).

Суета и озадаченность начинается именно с того момента, когда куратор приносит список фамилий, распределенных, вероятно генератором случайных чисел, по научным руководителям.

Научный руководитель – преподаватель с кафедры, которого закрепляют за каждым студентом для того, чтобы контролировать весь процесс написания курсовой.

Что он делает:
• Помогает студенту определиться с темой/ может предложить свою
• Корректирует курсовую работу и её программу
• Заверяет написанное студентом подписью, а также ставит отметку за итоговую работу.

Интересно то, что первокурсники обычно знают лишь 10-15 % преподавательского состава и в основном студенты никогда раньше не видели своих научных руководителей. Приходиться самостоятельно выкручиваться, искать контакты, способы встречи с руководителем, ведь курсовая – головная боль исключительно студента.
Неизбежны и забавные ситуации. Например, я за всё своё время написания курсовой, ни разу не встречалась с моей руководительницей и не видела её в лицо вообще. Общение исключительно по почте, реже – по телефону.

Первый этап – выбор темы и составление программы своей «ненаглядной» курсовой.

Тема

С этим обычно нет никаких проблем: список тем, предоставленный с кафедры, достаточно широк и всегда можно найти для себя что-нибудь заманчивое.

Программа курсовой работы

Проще говоря – это план-каркас твоей работы. Здесь уже посложнее: необходимо определиться с разделами и подразделами курсовой, проанализировать источники, из которых будет черпаться информация для работы. Дать добро должен и научный руководитель. Программа выглядит так:

После зимнего двухнедельного расслабленного отдыха всё это сваливается одним большим снежным комом на голову: поиск руководителя, написание программы-плана, определение темы за кратчайший срок – январь, начало февраля.

Переходим к самой основной части – написание курсовой работы.

В большинстве случаев она составляется по принципу: «От меня чего-то хотят, но я не совсем понимаю, чего». Ведь студенту никто не объясняет всех тонкостей написания это «важнейшего» научного труда, а их целая уйма и от этого зависит половина успеха.

Если бы правила написания курсовой были бы перенесены в повседневную жизнь, то обычное приготовление бутерброда выглядело бы так: берем хлеб обязательно марки «Днепро-Двинский», отрезаем тоненький ломтик точно 4 см толщины и 12 см длины… (и.т.д с маслом, сыром и колбасой).

Выходит, курсовая работа – капризна, требовательна и не терпит никаких неточностей в её составлении. А точностей и заковырок при проектировании такой дремучий лес, что можно запросто заклевать носом после нескольких страниц прочтения. Вот в таком стиле: Times New Roman, интервал – 1,0; поля: верхнее, нижнее – 2 см, правое – 1 см, левое – 3 см. Это лишь одна строка, добавьте ещё правила оформления литературы, заголовков, иллюстраций и голова пойдёт кругом. Такими «прелестями» курсовая работа напичкана сверху донизу.

Получается так, что студента невольно загоняют в скудные, въедливые рамки, заставляя создавать некое «идеальное совершенство». Ну вот скажите, станет ли глобальной катастрофой то, что студент не поставил список литературы в алфавитном порядке или сделал межстрочный интервал чуть больше? Как по мне, меры в курсовой работе нет.

Структура курсовой работы:

Введение

Именно эта часть так же, как и заключение, достаточно небольшая 1-2 стр.

Введение обычно содержит в себе: описание объекта и предмета исследования, целей, задач, проблематики.

Как правило, из вводной и заключительной составляющих готовится текст для защиты курсовой работы.

Основная часть

Самая проблемная, энерго- и нервозатратная составляющая. Как я упоминала раньше, курсовая состоит из 25-35 листов А4. Так вот из них основная часть – 80%.

Для того, чтобы наполнить работу информацией, необходима литература, причём достаточно разнообразная. И тут предостаточно подводных камней, о которых я расскажу позже.

Итак, я запаслась необходимой литературой, причём не брезговала интернет-ресурсами (а так не надо) и начала писать курсовую, придерживаясь плана.
Поначалу я пыталась мудрить и перефразировать текст, сделать интересную подачу, но сроки поджимали и вскоре я отошла от этого, просто брала уже готовый текст.

Не представляете, как мне было «весело» за 2 недели до сдачи курсовой узнать, что абсолютно весь текст работы, немалые 20-25 листов, необходимо писать своими словами и ни в коем случае не брать за основу прямой текст из книги. Ведь весьма «умная» программа антиплагиат тогда посчитает твой труд неоригинальным.

Ещё одним шоком для меня стало и то, что нужно после каждого написанного абзаца ставить ссылку на источник, а если есть цитаты, то указывать всё вплоть до используемой страницы. Что в итоге? Пришлось перекраивать всю работу.

К слову, вот так должна выглядеть ссылка на источник, когда берёшь информацию, но описываешь всё своими словами:

5 — номер источника из списка литературы

А вот здесь уже идёт прямое цитирование, которое оформляется следующим образом:

5 — номер источника из списка литературы, 124 — используемая страница

На заметку, рисунки и иллюстрации тоже должны оформляться по писаным стандартам.

Ещё в самом начале работы мой руководитель сказал мне: «Будут вопросы – обращайся». Откуда ж им взяться, когда я до этого раньше никогда не писала работу и не знаю вообще, как она должна выглядеть? Это тоже самое, если сказать незнающему человеку, который имеет в запасе только лишь расплывчатое описание объекта, написать отчёт о том, что такое домбра и из чего она состоит. Писала, называется, как понимала.

Заключение

Небольшой по объёму вывод, обычно включающий в себя: подведение итогов работы, перечисление достигнутых целей и способов их достижения.

Список литературы

Самая коварная часть курсовой работы. Благодатная почва для сплошных ошибок.
На что нужно обязательно обратить внимание:

Литература

Основная часть списка литературы, как ни банально, литература. Это могут быть: учебные пособия, монографии, материалы научных конференций и обязательно проверенные интернет-ресурсы (с ссылками на литературу).

Некоторые придирчивые преподаватели внимательно присматриваются к годам выпуска учебников. Как правило, используемая литература не должна быть старше 10 лет.

Библиографические ссылки

Сказать, что я намучалась с этим, это ничего не сказать. Когда студент уже приобрел груду учебников и пособий, необходимо их аккуратно, а главное правильно оформить в курсовой. Это и называется библиографической ссылкой.

Благо, что у нас на курсе была такая дисциплина, как «Академическое письмо», где хоть с этим немного помогли. Но сразу скажу, что если не знать, где искать, то научиться правильно составлять эти ссылки получится только методом многочисленных проб и ошибок.

К сожалению, как и в других случаях, интернет тут не в помощь, а во вред. Так как в сети вариантов составления ссылок тьма (и много ложных), то использование их только усугубит ситуацию. Ведь в вузах установлен определенный стандарт, которому каждая ссылочка должна соответствовать.

Вот пример правильной библиографической ссылки, который я сделала для наглядности:

Иногда на первых страницах учебников уже есть библиографические ссылки, но всё равно их нужно сверить с образцом, на всякий случай.

Этот пример прокатит только для учебного пособия с 1 автором. Оформление ссылок на журналы, электронные ресурсы и пособия с 2-4 авторами требуют другого оформления.

Если вручную составлять список литературы, то можно запросто сойти с ума. Методом многочисленных тыков, я нашла ключ к решению этой проблемы, когда наткнулась на один ресурс. Называется он SPISOK.XYZ. Что важно, ресурс полностью соответствует всем стандартам аттестационной комиссии Республики Беларусь.

Оформление списка литературы

Когда студент уже одолел и библиографические ссылки, ему необходимо правильно пристроить их в курсовую. Источники должны быть расставлены строго в алфавитном порядке. Если же присутствуют иностранные рукописи, то их обычно размещают в конце списка.

Приложение

Эту часть не используют в первой курсовой работе. Но она потребуется дальше и обычно приложение включает в себя: графики, таблицы, диаграммы.
Дополнительно отмечу, что работа должна иметь титульный лист, оформленный по регламенту, а также оценочный лист в самом начале работы. Здесь тоже нужно сохранять бдительность и случайно не наткнуться на старые форматы.

Подготовка к защите курсовой работы

В мае (в моем случае) выжатые как лимоны студенты ожидают самого последнего важного этапа – защиты курсовой работы. К этому моменту у каждого обучающегося должны быть готовы тексты выступления, состоящие из введения и заключения. Простыми словами, студент должен рассказать о сущности курсовой работы, возникших проблемах, основных целях работы и их достижении.

И на всё про всё у каждого учащегося есть лишь пять минут. Не правда ли, забавно? Ты месяцами трудишься, корпишь над написанием 25-листовой курсовой, вкладываешь все силы, а потом вот тебе 5 минут и рассказывай всем 1/10 часть своей работы.

За небольшой кусочек времени от сдачи до защиты курсовой сотрудники кафедры успевают проверить каждую на антиплагиат. Научный руководитель расписывается за труды своего ученика, выставляет отметку в оценочный лист, но кроме этого может отметить и замечания по работе.

Вот основные критерии отметки:

Если руководитель сомневается, то он может выставить двойную отметку, например, 8/9. И, при условии отличной защиты курсовой, комиссия должна поставить студенту в таком случае 9.

Защита курсовой работы

И тут мы дошли до самого ответственного момента. Это была середина мая. В назначенный час студенты-социологи столпились в самой обычной аудитории. Перед нами на столе лежала большущая стопка родных курсовых работ. Воспользовавшись случаем, некоторые студенты начали пихать свои труды в глубь стопки, позже расскажу почему.

Немного о комиссии. Настоящих «ценителей» курсовых работ должно быть не менее двух человек. (так указано в положениях БГУ). В моём случае интрига была сорвана, так как все уже заранее знали имена будущих активных слушателей наших «бессмертных» трудов. Узнав состав комиссии, я сначала выдохнула, ведь это были именно те преподаватели, с которыми мы уже немного пересекались. Но всё же они плохо знали нашу группу, и это впоследствии сказалось на защите курсовых работ.

На заметку, пересдача курсовой возможна всего лишь 1 раз.

Итак, позже пришли и члены комиссии. После вступительного слова комиссии пришло время определить «счастливую» последовательность защиты курсовых. Как правило, она определяется всего 2-мя способами: по обычному списку группы или по стопке из работ (вот почему студенты перемешивали поочередность).

В моём случае, выбрали 2 вариант и, к счастью, моя работа лежала приблизительно 8-9 номером.

Как происходит процесс выступления?

Представление работ состоит из 2 частей:

Зачитка текста

Студент, которому улыбнулась удача идти первым, выходит к аудитории и читает/рассказывает заготовленный текст. Комиссия может прервать выступающего в любой момент и начать задавать свои вопросы.

Ответы на вопросы и анализ курсовой

Можно сказать, это самая важная часть ведь именно по ней комиссия оценивает вовлеченность, работу студента, его знания в определенной теме.

К комиссии вышел первый человек, и после его выступления все поняли, что будет совсем непросто. Девчонку начали засыпать вопросами, на которые она не могла ничего ответить. Преподаватели полностью раскритиковала её работу по оформлению.

Вот очередь дошла и до меня. Я прошла к трибуне и старалась как можно больше рассказывать, а не зачитывать. Тут вдруг меня резко оборвали и начали засыпать вопросами. Моя работа состояла из 2 частей и получилось так, что комиссия начала давить именно на первую (для меня она была вводной, второстепенной).

Первый вопрос касался моей темы, но я не делала акцент на этом в своей работе. Так как ответ нужно давать быстро и совсем нет времени подумать, то я ответила неправильно и взамен получила выпученные, удивленные глаза членов комиссии. Далее вопросы пошли всё доскональней: от меня требовали каких-то точных данных, задавали вопросы, вычитывая строки из оглавления работы.

После нескольких ответов на вопрос мне сказали фразу, которая была, как удар в спину, от которой я остолбенела: «Вы сами писали курсовую работу»? До этого этот вопрос задавали лишь одной неуспевающей студентке. Просто не описать словами, насколько мне было обидно. Когда ты пару месяцев сидел и оттачивал до идеального состояния каждое слово в работе, столько времени и сил вложил в эти несчастные листы, а тут в одно мгновение все твои старания просто обесценивают.

Но это были ещё цветочки, ягодки впереди.

Комиссия перешла к оценке содержания моей работы и структуре. После удара в спину решили добить полностью. Выплеснула фонтаном настолько беспощадная критика, что держать себя в руках мне стало ещё сложнее. Придрались к тому, что один источник литературы не попал в алфавит, рисунок неправильно оформлен, есть пустые строки (с которыми я так отчаянно боролась и у всех спрашивала, как их убрать).

Большинство моих источников комиссия назвала «мусорными» (интернет-ресурсы) и непроверенными. Мои аргументы про то, что в этих источниках были ссылки на учебные пособия, преподаватели не восприняли. В интернете, к слову, достаточно много яркой и нестандартной информации, которая разбавляет сухую теорию из учебников. Но так нельзя получается?

На этом всё. Абсолютно ничего позитивного мне не сказали, хотя в любой работе всегда есть свои + и -. Ощущение в тот момент было таким, как будто на тебя вылили ведро помоев и бросили в придачу пару неласковых слов. С этого момента всё моё положительное отношение к курсовой было полностью разбито. Вот такая «психологическая травма» первокурсника.

Благо, что можно выходить после защиты курсовой работы в коридор. После выступления я еле держалась и, выйдя из аудитории, после некоторой эмоциональной вспышки пришла в себя.

Самым обидным и смешным в тоже время было то, что некоторые неуспевающие ученики, заказывавшие курсовую, выходили на защиту и члены комиссии им говорили: «Какая у Вас хорошая работа! Сразу видно, что Вы сами писали». Как я позже поняла, большую роль играет уверенность в себе и собственная подача.

К слову, некоторую часть студентов заваливали в точности, как меня, а других наоборот захваливали.

После выступления всех студентов (немалые 2,5-3 часа) комиссия совещается (10-15 минут) для выставления итогового балла, принимая во внимание отметку научного руководителя.

Позже мы собрались в аудитории для того, чтобы выслушать вердикт комиссии. Когда очередь дошла до меня, то среди других отметок 8-10 я услышала 7. Это огорчило меня вдвойне, ведь этот злополучный балл исключал меня из числа претенденток на повышенную стипендию. После оглашения результатов весёлая от того, что всё закончилось и можно идти отдыхать, женщина – член комиссии объявила: «Теперь несогласные могут подать апелляцию в «Высший Суд». Вы бы видели, как изменилось её лицо, когда она увидела 3 поднятые руки (в том числе и мою). Казалось, что на неё вдруг кто-то вылил ведро холодной воды. Недовольная происходящим, она гневно сказала: «Ну что берите свои работы, будем разбираться. Не согласны они…В первый раз такое вижу».

К слову, кроме меня остальные 2 учащихся были недовольны девяткой.

В пустой аудитории остались только 3 студента и та самая женщина из комиссии. Первой преподаватель взяла мою работу и вдруг я услышала именно те слова, которые никак не ожидала услышать: «Ой, извините, мы выставили Вам отметку другого студента». Тут она начала оправдываться и пытаться вытащить себя из неловкого положения.

И тут я поняла, что комиссия на самом деле в большинстве своем ставит баллы, идентичные тем, которые поставил научный руководитель. У меня стояла отметка 8/9. Конечно, после 25 выступлений вспомнить моё и то, как я выступала, достаточно трудно и это сыграло мне на руку. В это время в аудиторию зашел заведующий кафедрой социологии – человек, любящий студентов, всегда стоящий горой за них. Поначалу он начал спрашивать меня про успеваемость, а потом заведующий вдруг сказал женщине из комиссии: «Да поставьте вы уже 9». Именно так и произошло. В тот момент мне стало так легко, ведь ситуация, казалось совсем безнадёжная, была полностью решена в мою пользу.

Итог:

В заключении этого весьма обширного материала, я бы хотела дать пару дельных советов, которые не дадут курсовой работе быть поводом для ваших расстройств и проблем.

О курсовой работе:
• Внимательно изучи все мельчайшие подробности написания и оформления работы.
• Обязательно встречайся лично с научным руководителем, обсуждай с ним все возникающие проблемы. Это очень важно.
• Удели достаточно большое внимание оформлению списка литературы, там уйма загвоздок.
• Не оттягивай написание работы на поздний срок.

О защите:
• При выступлении и ответах на вопросы главное – уверенность в себе и раскрепощенность.
• Если ты не знаешь ответ на вопрос – не молчи, не говори, что не знаешь. Лучше что-то, чем ничего.
• Будь морально готов к критике во всех её проявлениях
• Если ты считаешь, что отметка несправедливая, всегда пробуй изменить ситуацию. Главное, ты покажешь, что тебе не всё равно.



5 комментариев по теме “Курсовая работа – 1000 и 1 забота типичного студента. О том, как не утонуть в литературе и не провалиться под землю на её защите

  1. Замечательная публикация, Verona! Пишите еще. Ждем ваши материалы!

  2. Verona, вам на журфак надо было поступать, а не на социологию. Вы умеете искать темы и писать материалы. И делаете это лучше, чем студенты факультета журналистики. Не хотели бы публиковать свои статьи в более крупных интернет-СМИ? Подсказать вам несколько редакций?

  3. Я уже отчислилась как полгода. Сейчас на стадии перепоступления. Подскажите редакции, если не трудно.

  4. Вероника, ответил на почту!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *