Человек, превратившийся в палку

Абитуриент Рецензия

 

«Человек, превратившийся в палку» — это пьеса, написанная Кобо Абэ, японским писателем, драматургом и сценаристом, в 1957 году. Она представляет собой одноактную историю про человека, чья жизнь была бессмысленна настолько, что после смерти он стал палкой. Сама же пьеса поднимает вопрос отсутствия интереса людей к своей собственной жизни, отсутствия стремлений и амбиций, отсутствия какой бы то ни было уникальности среди них. Но Давайте обо всём по порядку.

Всё действие происходит между двумя хиппи и служителями ада, которые должны зарегистрировать смерть человека и его дальнейшее превращение. Сама же палка (или человек, ею ставший) активного участия в сюжете не принимает. Собственно говоря, она и не пытается. У палки имеются реплики, но они являются монологами, произносящимися безучастливо самой себе, что уже может многое сказать нам об этом некогда человеке.

Сквозь разговоры действующих лиц автор пытается довольно прозрачно донести до нас свои мысли.

Один из героев постоянно твердит про «век разорванных связей» и «отчуждённость людей». Нам же, как читателям, это передаётся сквозь диалоги, более походящие на монологи. В пьесе нередко бывают моменты, когда персонаж может начать говорить какие-нибудь отвлечённые общей темы вещи. Эти несколько абсурдные моменты призваны показать нам всю зацикленность людей на себе и своих проблемах, из-за чего и возникает недопонимание в общении у персонажей.

Следующей проблемой, поднимаемой Абоэ, является роль «цели» в жизни людей. Или, как подмечает служитель Ада, «не столько цель, сколько отсутствие цели – вот что вызывает недоумение… Потеря цели – вот что надрывает сердце…».

Ведь чем является человек без цели? Пустой, слоняющейся без дела оболочкой. Это также подмечает и один из хиппи, когда в момент прозрения отождествляет себя с палкой, лежащей у его ног. Он осознаёт бесцельность своего существования, потому так и привязывается к этой самой палке, до последнего не желая с ней расставаться.

Но хоть он и схож с человеком, превратившимся в палку, нельзя сказать, что они одинаковые. Они палки разного толка.

Если хиппи выбрал своим жизненным путём уход в беззаботное существование (что не отменяет тот факт, что цели в его жизни не прибавилось), то наша палка, наоборот, была «трудолюбивой палкой». Этот человек являлся среднестатистическим офисным клерком. Всю жизнь им пользовались для выполнения задач. Сам он ничего не привнёс в этот мир, а только бесцельно плыл по течению. Течению, которое в итоге его и унесло. Недаром в пьесе фигурируют выражения вроде «водоворот ревущего города». Иронично это звучит, если учесть, что в начале пьесы (и, соответственно, в конце жизненного пути нашего героя) палка «лежит потерянная в водосточной канаве». Она не смогла справиться с водоворотом жизни, в котором так упорно старалась существовать. Неслась, не оглядываясь по сторонам, не думая что-то поменять или присмотреться к деталям. Для таких людей за завтра идёт лишь новое завтра. Они живут, с позволения сказать, от пятницы до пятницы. Самое печальное, что они этим довольны. Их устраивает положение серой массы. «Они счастливы уже потому, что не несчастны», как точно подметил служитель Ада.

В конце сюжета приходит время назначения наказания палке. Оказывается, что с людьми, превращёнными в палки, не положено ничего делать. Их надлежит оставлять в форме палок. На фоне этого между персонажами возникает спор, в ходе которого служительница ада называет это наказание чересчур суровым. А служитель подмечает, что в глобальном плане для человека ничего не поменялось, ведь «палка живая просто стала палкой мёртвой».

Подытоживая, «Человек, превратившийся в палку» не является каким-то откровением или великим философским трактатом. Но автор довольно простым языком, не растягивая на сотни страниц, доносит до читателя свои мысли. С учётом того, что произведение осиливается за 30 минут неспешного чтения, на это более чем не жалко потратить время.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *