Рецензия на фильм «Облако-рай» (Николай Досталь, 1990)
Я тот человек, которого привлекает эстетика фильмов о советском времени. Начиная от домов заканчивая самим человеком, где каждое действие, слово, взгляд пронизан душевностью и простотой.
Именно это я могу сказать по поводу фильма «Облако рай» Николая Досталя, снятого в 1990, накануне распада СССР. Время весьма непростое, но люди не унывали, многие верили, что в скором будущем все наладится.
Эту самую непринужденность мы видим в главном герое, Коле, который несмотря на свою скучную и заурядную жизнь, улыбается, свистит под окнами, болтает обо всем и ни о чем одновременно.
В одном из отзывов прочла интересное сравнение: «Он словно собачка – радуется всему, со всеми пытается быть рядом, шустрый. Это особенно проявляется в поведении». А ведь и правда, в самом начале фильма Коля, как тот наивный щенок, бегает за всеми, от части надоедает, полезным ничем не занимается. Окружающие не относятся к нему со всей серьезностью, принимая за глупенького, ничего не смыслящего в жизни паренька. Но ведь он просто добрый, открытый и искренний по своей натуре. По всей видимости, многие этого не понимают, либо же не хотят понимать.
В этой части фильма не совсем ясно, о чем он вообще, а первая мысль: «Какой-то абсурд. Этот Коля у каждого спрашивает про погоду. Ничего не понимаю». Но так и задумано автором, чтобы в полной мере показать обыденную и пресную жизнь жителей посёлка на контрасте с поведением молодого человека.
Всю суть фильма начинаешь улавливать только на середине, когда одна шуточная фраза, мимолетное вранье парня переворачивает жизнь с ног на голову. При этом оживляются все жители поселка: друг Коли сразу повеселел, начал расспрашивать его обо всем, попросил жену достать пиво, раз такой «повод» подвернулся; жена друга приоделась, накрасилась, сделала прическу – в общем, сразу похорошела; даже унылые бабушки под окном разговорились. В этом я увидела, что каждый человек в то время жил с синдромом отложенной жизнь, будто бы всё, что с ними сейчас происходит – временно, вот наступит определенный момент и заживут они счастливо. Как раз-таки этим моментом и стало известие о Колином переезде на Дальний Восток.
Именно с этих слов в фильме начинается какой-то хаос, в котором и проходит вторая часть картины. Всё настолько быстро развивается, что боишься упустить важную деталь.
Помимо натуры советского человека, его отношения к жизни режиссёр поднимает и другие темы, отсылки к которым невозможно не заметить.
Проблема жадности, скупости народа была явно раскрыта во фрагменте после застолья в комнате Коли. Когда какая-то женщина начала сразу же выносить всё имущество, при этом она ни капли не стеснялась, более того, она всё это заранее продумала. Дядя парня до отъезда самого племянника уже нашел постояльца в его комнату. Было странно наблюдать за этим, будто бы так и должно происходить.
Тема дружбы, некого коллективизма так же была вынесена на первый план. Все это прослеживается с того самого разговора о переезде и до прощания односельчан с Колей. Показательными являлись сцены «проводов» парня, все дружно его собирали, подготавливали к дороге. Когда он закрылся в комнате, никто не бросил его, каждый по-своему беспокоился. К таким фрагментам моно отнести само провожание к автобусу – толпа распевает песни, идя через весь поселок, все танцуют и веселятся. Смотря на эти моменты, переносишься в ту теплую атмосферу, где каждый относится друг к другу «по-своячески».
В противовес этой прекрасной картине автор поставил и другие взаимоотношения между героями: начинаем ценить, когда теряем. В частности, мы это видим в отношениях Коли и его возлюбленной Натальи. Придя на «проводы» молодого человека, она ведет себя довольно холодно, я бы даже сказала высокомерно. Но в какой-то момент, она кардинально меняется: начинает плакать, истерить. Только при виде Коли в последний раз решается сказать, что будет скучать и ждать писем от него. Но эту трансформацию в отношении к главному герою, как я уже говорила, можно наблюдать и со стороны всего его окружения. Все вокруг начали проявлять к нему интерес только тогда, когда узнали о переезде.
Режиссёр как нельзя лучше совместил все отличительные черты советского общества в не столь большом фильме. По-моему, особенность фильма заключается в том, что в самом конце ты переосмысливаешь весь ход событий и приходишь к совершенно другому выводу, нежели посмотрев большую часть фильма.
Досталь хотел показать зрителю, насколько важно жить здесь и сейчас, наслаждаться моментом, считая его тем самым «поводом», чтобы надеть красивое платье или достать бабушкин сервиз, ведь именно этот момент может стать ключевым в твоей жизни.
Так простой парень, жизнь которого ничем не отличалась от других, изменил всё и всех вокруг одной незатейливой фразой «Так, я же уезжаю!». Сам того не осознавая, Коля открыл себе дверь в новую жизнь. Ещё утром он и не догадывался, что вечером его друзья и соседи проведут в неизвестность, в будущее.