Буллинг среди детей и подростков. Чем опасен и как его предотвратить? Разговор с психологом

Важное Наболело

В наше время мы все чаще встречаемся с таким понятием как «буллинг», особенно среди детей и подростков. Что же это такое?

Простыми словами буллинг (травля) — это форма взаимодействия, когда одни дети создают нетерпимую обстановку для других. Например, когда хулиган в классе, пользуясь физическим превосходством, оскорбляет и регулярно донимает более слабых сверстников. Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие, например, словесная травля (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки), распространение слухов и сплетен.

Теперь мы понимаем, что представляет собой это понятие. Но почему некоторые дети и подростки так поступают? Об этом мы решили спросить педагога психолога — Сидорука Евгения Александровича:

Что становится причиной конфликтов, буллинга между подростками?

В наше время дети и подростки очень зависят от материальных ценностей. Если у тебя не такая «модная» одежда, не последней модели телефон — это может стать причиной травли. Еще тебя могут недолюбливать из-за твоего превосходства в чем-то. Например, ты учишься лучше всех, делаешь успехи в каком-то деле. Здесь работает зависть. Причиной может стать что угодно, даже несогласие со мнением большинства одноклассников.

— Что делать, если тебя травят в школе? Как реагировать на оскорбления?

На самом деле справиться с буллингом одному довольно сложно. Но есть несколько советов, которые я хотел бы дать: во первых, нужно постараться не обращать внимание на этих людей, избегать споров и не действовать их методами. Если, несмотря на молчание, травля продолжается, то нужно уверенно, глядя в глаза обидчику, твердо сказать: «Хватит делать это. Зачем ты это делаешь?» — агрессор растеряется и быстро прекратит свои действия. Но это не всегда работает. Чаще всего человеку, который вас обижает не хватает внимания и ему нужна помощь психолога.

Как поступить, если твоего друга начали травить в школе? Ведь многие бояться заступаться за жертву.

— Я считаю, что если ты настоящий друг, то должен помочь. Справиться с травлей вдвоем намного легче, чем одному.

Я знаю, что были случаи, когда вы общались с инициаторами буллинга. Как они объясняют свое поведение? Почему они начали оскорблять других людей?

Обычно они не могут ответить на этот вопрос. Говорят, что делали это ради привлечения внимание одноклассников, а не из-за неприязни к человеку. Пытались поднять свой авторитет за счет других людей.

— Вопрос, который интересует многих родителей: что делать, если моего ребенка обижают?

— Вашего ребенка обижают в школе, и вы знаете, кто это делает? Лучше сразу  поговорить с родителями обидчика (обычно они принимают меры). Если травля будет продолжаться, то вынесете этот вопрос на уровень класса, школы. Обычно, в этом случае с детьми начинают проводить беседы не только родители и учителя, но и школьные психологи.

Буллинг — это не постоянное явление, которое после работы со специалистом быстро пройдет.

В таких конфликтах выделяют две главных роли: агрессор (буллер) и жертва. И как утверждают психологи, агрессоры пытаются за счет других возвысить себя или выплеснуть на них свое зло, переживания. Они выбирают жертву слабее, но чем-то похожую на себя (например, жертва, как и агрессор, росли без отца; их родители развелись; и агрессор, и жертва нуждались во внимании и тд.).

Кроме разговора с психологом, мне удалось поговорить с подростком 16-ти лет, который подвергался буллингу со стороны одноклассников. Он решил остаться анонимным:

— С какого возраста ты подвергался насмешкам со стороны своих одноклассников? Как ты считаешь, что могло стать причиной?

Я был во втором классе, когда все началось. Мне кажется, что я просто не был таким «взрослым», как мои одноклассники. Когда они играли в игры на телефонах во время продленки в школе, я мог с удовольствием поиграть в машинки или почитать книгу. Они часто говорили, что я не должен играть в игрушки , так как уже вырос.

— Ты говорил об этом учителю? Как она тебе помогла?

Да, сначала я постоянно подходил к моему классному руководителю и говорил о том, что меня обижают. Она ругалась на них, делала замечания, но ничего не помогало. Позже я перестал к ней подходить.

— Как твои родители реагировали на эту ситуацию?

Они сразу пошли в школу разбираться, говорили с родителями ребят. Это сработало, но через время все опять началось. Так я учился три года, потом меня перевели в параллельный класс.

— Ты стал учиться в новом классе. Не возникало конфликтов с новыми одноклассниками?

— Когда я только перешел, мне стало так легко. Я ходил в школу не боясь никого, у меня были друзья. Но в восьмом классе началось все еще хуже, чем было в младших классах. Мальчики стали подростками, многие в этом возрасте очень меняются. Так и случилось. В этот период мои родители развелись и мальчики постоянно смеялись над тем, что папа не живет с нами. Или, например, в тот момент я увлекся физикой. Мне мама подарила книгу на день рождения. Я носил ее в школу, чтобы читать на переменах. В один день я зашел в класс и увидел, что вокруг моей парты стояли ребята, они просматривали мою книгу. Когда я подошел, они спросили меня: «Это твой подарок на день рождения?» Я ответил, что да. Тогда они начали смеяться. Сказали, что это не подарок, что лучше уже не дарить ничего, чем это. Мне было обидно. Для меня подарок был очень дорог.

— Они прибегали к телесному насилию?

— Такое было два раза. Первый, когда я случайно попал мячом в мальчика на уроке физкультуры. Тогда он ударил меня по колену, а его друзья смеялись с этого и говорили, что добавят, если я не извинюсь перед ним при всех. После этого у меня опухло колено. Во второй раз они компанией пытались намочить мою голову под краном в туалете, но пришел учитель. Всё обошлось.

Какие жестокие дети… Я надеюсь, что сейчас у тебя все хорошо.

— Сейчас все отлично. После девятого класса я поступил в колледж, мне нравится здесь учиться. Я стараюсь не вспоминать о тех людях. Все в прошлом. Но, честно говоря, забыть обо всем мне помогла моя мама. Она всегда старалась мне помочь.

Травле с каждым днем подвергается все больше детей и подростков. Эту проблему нужно решать массово: говорить об этом с детства, проводить беседы в школах, писать об этом. Только тогда мы сможем полностью остановить буллинг.

 



2 комментария по теме “Буллинг среди детей и подростков. Чем опасен и как его предотвратить? Разговор с психологом

  1. Материал написан отлично! Очень важно поднимать такие темы среди молодежи. Комментарий специалиста взят отлично. Молодец, что не побоялась взять такую сложную тему! Жду новые работы!

  2. Очень интересный и полезный материал. Нужно больше говорить о таких проблемах. Молодец!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *