В наше время мы все чаще встречаемся с таким понятием как «буллинг», особенно среди детей и подростков. Что же это такое?
Простыми словами буллинг (травля) — это форма взаимодействия, когда одни дети создают нетерпимую обстановку для других. Например, когда хулиган в классе, пользуясь физическим превосходством, оскорбляет и регулярно донимает более слабых сверстников. Буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие, например, словесная травля (оскорбления, злые и непристойные шутки, насмешки), распространение слухов и сплетен.
Теперь мы понимаем, что представляет собой это понятие. Но почему некоторые дети и подростки так поступают? Об этом мы решили спросить педагога психолога — Сидорука Евгения Александровича:
— Что становится причиной конфликтов, буллинга между подростками?
— В наше время дети и подростки очень зависят от материальных ценностей. Если у тебя не такая «модная» одежда, не последней модели телефон — это может стать причиной травли. Еще тебя могут недолюбливать из-за твоего превосходства в чем-то. Например, ты учишься лучше всех, делаешь успехи в каком-то деле. Здесь работает зависть. Причиной может стать что угодно, даже несогласие со мнением большинства одноклассников.
— Что делать, если тебя травят в школе? Как реагировать на оскорбления?
— На самом деле справиться с буллингом одному довольно сложно. Но есть несколько советов, которые я хотел бы дать: во первых, нужно постараться не обращать внимание на этих людей, избегать споров и не действовать их методами. Если, несмотря на молчание, травля продолжается, то нужно уверенно, глядя в глаза обидчику, твердо сказать: «Хватит делать это. Зачем ты это делаешь?» — агрессор растеряется и быстро прекратит свои действия. Но это не всегда работает. Чаще всего человеку, который вас обижает не хватает внимания и ему нужна помощь психолога.
— Как поступить, если твоего друга начали травить в школе? Ведь многие бояться заступаться за жертву.
— Я считаю, что если ты настоящий друг, то должен помочь. Справиться с травлей вдвоем намного легче, чем одному.
—Я знаю, что были случаи, когда вы общались с инициаторами буллинга. Как они объясняют свое поведение? Почему они начали оскорблять других людей?
— Обычно они не могут ответить на этот вопрос. Говорят, что делали это ради привлечения внимание одноклассников, а не из-за неприязни к человеку. Пытались поднять свой авторитет за счет других людей.
— Вопрос, который интересует многих родителей: что делать, если моего ребенка обижают?
— Вашего ребенка обижают в школе, и вы знаете, кто это делает? Лучше сразу поговорить с родителями обидчика (обычно они принимают меры). Если травля будет продолжаться, то вынесете этот вопрос на уровень класса, школы. Обычно, в этом случае с детьми начинают проводить беседы не только родители и учителя, но и школьные психологи.
Буллинг — это не постоянное явление, которое после работы со специалистом быстро пройдет.
В таких конфликтах выделяют две главных роли: агрессор (буллер) и жертва. И как утверждают психологи, агрессоры пытаются за счет других возвысить себя или выплеснуть на них свое зло, переживания. Они выбирают жертву слабее, но чем-то похожую на себя (например, жертва, как и агрессор, росли без отца; их родители развелись; и агрессор, и жертва нуждались во внимании и тд.).
Кроме разговора с психологом, мне удалось поговорить с подростком 16-ти лет, который подвергался буллингу со стороны одноклассников. Он решил остаться анонимным:
— С какого возраста ты подвергался насмешкам со стороны своих одноклассников? Как ты считаешь, что могло стать причиной?
— Я был во втором классе, когда все началось. Мне кажется, что я просто не был таким «взрослым», как мои одноклассники. Когда они играли в игры на телефонах во время продленки в школе, я мог с удовольствием поиграть в машинки или почитать книгу. Они часто говорили, что я не должен играть в игрушки , так как уже вырос.
— Ты говорил об этом учителю? Как она тебе помогла?
— Да, сначала я постоянно подходил к моему классному руководителю и говорил о том, что меня обижают. Она ругалась на них, делала замечания, но ничего не помогало. Позже я перестал к ней подходить.
— Как твои родители реагировали на эту ситуацию?
— Они сразу пошли в школу разбираться, говорили с родителями ребят. Это сработало, но через время все опять началось. Так я учился три года, потом меня перевели в параллельный класс.
— Ты стал учиться в новом классе. Не возникало конфликтов с новыми одноклассниками?
— Когда я только перешел, мне стало так легко. Я ходил в школу не боясь никого, у меня были друзья. Но в восьмом классе началось все еще хуже, чем было в младших классах. Мальчики стали подростками, многие в этом возрасте очень меняются. Так и случилось. В этот период мои родители развелись и мальчики постоянно смеялись над тем, что папа не живет с нами. Или, например, в тот момент я увлекся физикой. Мне мама подарила книгу на день рождения. Я носил ее в школу, чтобы читать на переменах. В один день я зашел в класс и увидел, что вокруг моей парты стояли ребята, они просматривали мою книгу. Когда я подошел, они спросили меня: «Это твой подарок на день рождения?» Я ответил, что да. Тогда они начали смеяться. Сказали, что это не подарок, что лучше уже не дарить ничего, чем это. Мне было обидно. Для меня подарок был очень дорог.
— Они прибегали к телесному насилию?
— Такое было два раза. Первый, когда я случайно попал мячом в мальчика на уроке физкультуры. Тогда он ударил меня по колену, а его друзья смеялись с этого и говорили, что добавят, если я не извинюсь перед ним при всех. После этого у меня опухло колено. Во второй раз они компанией пытались намочить мою голову под краном в туалете, но пришел учитель. Всё обошлось.
— Какие жестокие дети… Я надеюсь, что сейчас у тебя все хорошо.
— Сейчас все отлично. После девятого класса я поступил в колледж, мне нравится здесь учиться. Я стараюсь не вспоминать о тех людях. Все в прошлом. Но, честно говоря, забыть обо всем мне помогла моя мама. Она всегда старалась мне помочь.
Травле с каждым днем подвергается все больше детей и подростков. Эту проблему нужно решать массово: говорить об этом с детства, проводить беседы в школах, писать об этом. Только тогда мы сможем полностью остановить буллинг.
Материал написан отлично! Очень важно поднимать такие темы среди молодежи. Комментарий специалиста взят отлично. Молодец, что не побоялась взять такую сложную тему! Жду новые работы!
Очень интересный и полезный материал. Нужно больше говорить о таких проблемах. Молодец!