Хорошо живут репетиторы в наше время. С каждым годом количество школьников, нуждающихся в дополнительных занятиях, растет. Особенно популярно репетиторство среди одиннадцатиклассников. В чем же причина? Дети стали более ленивые или школьная программа уже не так хороша? Я решила провести опрос среди своих одноклассников, учащихся 11″А» гимназии г. Дрогичина, узнать, кто и как готовится. Каждому из них я задала следующие вопросы:
1) Как ты готовишься к поступлению: с репетитором, посещая факультативы, курсы или самостоятельно?
2) Если это репетиторство, то что оно даёт, чего не дают в школе?
3) Как думаешь, смог бы ты поступить в вуз без дополнительной подготовки?
Дарья:
«К поступлению я готовлюсь с репетиторами. Дополнительным английским я занимаюсь уже 3 года. Помимо того, я посещаю школьный факультатив по русскому, готовлюсь самостоятельно, каждый день решаю тесты. Я считаю, что сегодня школьная программа не способна полностью подготовить ученика к сдачи централизованных экзаменов. Так, например, с английским языком. На уроках мы в основном тренируем разговорную речь, практически исключаю грамматику. Индивидуальные занятия с репетитором помогают мне сделать упор на свои ошибки.
Думаю, я бы смогла поступить в вуз готовясь самостоятельно, однако, у меня было бы меньше шансов попасть на желаемую специальность».
Антон:
«Уже несколько лет я посещаю репетитора по русскому языку. Раньше это было для лучшего усвоения материала, теперь — для хорошего балла на ЦЭ. По физике и математике у меня тоже есть репетиторы. Они указывают на мои ошибки, помогают устранить их. Думаю, шансы поступить самостоятельно, без репетиторов, есть у каждого. Однако нужно очень много времени, сил, большое желание поступить».
Полина:
«К поступления я готовлюсь с репетиторами. Также посещаю курсы, хожу на факультатив, готовлюсь самостоятельно (ролики на Ютубе, в Тик-Токе, тесты, тренажёры). С репетитором мы каждую тему изучаем более подробно. Если в школе мы тратим 10-20 минут на изучение правила, то с репетитором на теорию уходит около часа. Ещё, занятия с репетиторами направлены, по больше части, на тот материал, который встречается в тестах, а в школе мы изучаем много ненужного. Наверное, я бы не смогла поступить сама. Нужно сильная целеустремленность, мотивация, чтоб вместо роликов в Тик-Токе решать тесты».
Николай:
«Я, наверное, единственный в своем классе, кто готовится к поступлению без репетиторов. Дело в том, что всю жизнь я любил историю, изучал её, побеждал в олимпиадах. Теперь мне достаточно повторить некоторые даты, чтоб сдать ее. Насчёт языка, я выбрал сдавать белорусский, хожу на факультатив раз в неделю и мне этого достаточно. Так что да, я думаю, что поступить в вуз без особой подготовки можно».
Всего в моем классе обучается двадцать шесть человек. Двадцать три из них готовятся к поступлению с репетиторами. Четыре человека дополнительно посещают курсы. Практически все записаны на факультативы. Большая половина считает, что им тяжело было бы поступить в вуз без репетиторов. Однако все же это возможно.
Подтверждает это и Эмилия Рачицкая, студентка первого курса факультета журналистики БГУ, которая готовилась к поступления самостоятельно:
«Мне было до последнего лень готовиться, хоть я и стремилась к поступлению. Историю Беларуси я не знала, а вот в белорусском ничего сложного не видела, так что к нему не готовилась абсолютно. Знала, что в любом случае сдам выше 80. В конце февраля я решила, что историю надо бы и подтянуть, ведь до экзамена оставалось меньше трёх месяцев, а для меня Речь Посполитая и ВКЛ были одним государством. Из дат я знала только начало Великой Отечественной войны. Но я очень ленивый человек. Хоть мне и хотелось ежедневно читать, всё запоминать, я могла неделю к книжке даже не притрагиваться.
Уже в марте я начала читать купленный материал через день, но не старалась как-то запомнить. Просто пробежалась глазами. К экзамену я знала всё до 1963 года. Остальное для меня было пустотой. Забавно, что на тот год мне попался адский пятый вариант по истории, который все обсуждали.
Тем не менее, я сдала цэ по белорусскому языку на 82 балла, а в аттестат пошла десятка. А цэ по Истории Беларуси на 83 балла, в аттестат пошла аналогичная отметка
Довольна ли я результатом? Безусловно. Я очень боялась, что будет хуже из-за отсутствия репетиторов и прочего. Тем не менее, моё общее количество баллов было 418 из 500. Я считаю, что это довольно высоко.
На мой взгляд, История Беларуси и белорусский язык — это не те предметы, на которые нужно тратить много денег. Даже книжку я не брала, потому что ждала акцию, и в итоге купила её за девять рублей.
Никого не призываю повторять. Мы все разные. Если бы я сдавала математику, то точно нанимала бы репетитора. Не понимаю цифр и чисел, тригонометрия, геометрию и прочее. Максимум — посчитаю сдачу на кассе.
Я гуманитарий и довольно быстро усваиваю информацию связанную с этой наукой. Мне хватило двух месяцев. А кому-то и двух лет с репетитором может не хватить, если он не будет сам что-то хотеть выучить».
Сама я на данный момент занимаюсь с репетиторами по русскому языку и истории Беларуси. Касательно истории, если бы не моя лень, я бы и сама смогла хорошо подготовиться. Но с русским другая ситуация.
Уже летом я начала самостоятельно к нему готовиться. Купила тесты, скачала книги предыдущих лет. Начала прорешивать задания, потом разбирала свои ошибки. Каждый раз я максимально набирала 50 баллов, что для меня было кошмаром. И как бы я не старалась, лучше не получалось. Позанимавшись с репетитором полгода, я не могу не заметить прогресс. Вместо двадцати ошибок я стала делать по 3-4. Полагаясь на всё это можно подвести следующие итоги:
1) Большинство учащихся сегодня готовятся к поступлению с репетиторами.
2) Школьная программа не даёт всего того, что просят в тестах.
3) Поступить в вуз готовясь самостоятельно — реально. Все зависит от специальности и целеустремлённости человека.
Сравнивая твои материалы раньше и сейчас, видно, что твои навыки улучшаются. Продолжай в том же духе!