«Ох, как надоела эта учеба! Все так сложно: уроки, домашка, еще и классуха говорить со мной пытается — ужас» — подобные высказывания я часто слышу от своих ровесников. Сложилось ощущение, что школа действительно сложный период в жизни для многих, но только ли для учеников?
Задавшись таким вопросом, я незамедлительно решил узнать о трудностях профессии своего классного руководителя!
—Какие основные трудности в том, чтобы быть классным руководителем?—Одной из трудностей является большой объем документооборота: это отнимает много времени. Кроме того, возникают сложности в нахождении общего языка с законными представителями, особенно в вопросах идеологического и патриотического воспитания. Возрастные особенности учащихся создают немало проблем. Работая с классным коллективом нужно учитывать не только возраст ребёнка, но и его индивидуальные особенности. А в классе как правило 25 учащихся, и у каждого из них минимум один законный представитель! Поэтому классный руководитель находится в ситуации постоянного общения и взаимодействия в течение часов 14-16! И это действительно сложно…
—Есть ли среди этих сложностей счастье?
—Ооо, огромное! Когда все-таки удается выстроить здоровые взаимоотношения с учащимися, то они отдают больше, чем я в них вкладываю. Радость общения, радость от их успехов, радость, когда видишь, как у них загораются глаза от того, что они находят себя в этом мире. Работа с детьми не только дарит счастье, но и помогает оставаться в тонусе, позволяет на время забыть и о своих личных проблемах… Работать с детьми очень сложно, однако это очень благодарный труд, результат которого, к сожалению, виден спустя очень много лет.
—Есть ли среди этих сложностей счастье?
—Ооо, огромное! Когда все-таки удается выстроить здоровые взаимоотношения с учащимися, то они отдают больше, чем я в них вкладываю. Радость общения, радость от их успехов, радость, когда видишь, как у них загораются глаза от того, что они находят себя в этом мире. Работа с детьми не только дарит счастье, но и помогает оставаться в тонусе, позволяет на время забыть и о своих личных проблемах… Работать с детьми очень сложно, однако это очень благодарный труд, результат которого, к сожалению, виден спустя очень много лет.
—Видите ли вы, что класс взрослеет под вашим руководством?
—Я вижу совместное взросление: с каждым классом приходится заново проходить все этапы взросления. Поэтому выходит, что мы взаимно влияем друг на друга. Дети сами подсказывают методы, которые приемлемы в работе с ними. Ближе к выпуску, конечно, успешное взаимодействие и взаимопонимание становятся более видимы, однако увидеть, осталось ли то, что было воспитано, можно только спустя длительный период.
—В чем заключается ваша работа в формировании личности учеников?
—В желании их понять и подобрать подходящие им методы работы. В попытке определить их личные интересы, обнаружить и развить их сильные стороны. Я стараюсь создать в классе справедливую, немного жесткую в плане дисциплины, но, по моему мнению, здоровую атмосферу, которая позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, но при этом не переходить границы этических и моральных норм. Особая атмосфера в класс и мое искреннее желание сделать все возможное, чтобы ребята получили всесторонне развитие и воспитание, приводят к тому, что к моменту выпуска мы получаем творческих ребят, обладающих здоровыми амбициями и мощным потенциалом.
—Для вас класс—это ваши дети?
—Я не знаю: детей у меня нет. Но я точно могу сказать, что наши взаимоотношения чем-то напоминают родственные: за столько лет совместной работы у нас нечто подобное появилось. Их обиды и проблемы волнуют сильнее, чем похожие ситуации с детьми других классов, к которым я не имею прямого отношения. Наверное, “своих детей” я бы могла назвать младшими братьями и сестрами. Подобное родство мне знакомо, и отношения с ребятами класса явно напоминают мне его.
—Могли ли случится что-то такое, после чего вы отказались бы от класса, который взяли под свое классное руководство?
—Я думаю, что только серьезные личные обстоятельства: сильная болезнь или личное горе вынудило бы мы меня оставить работу в школе, а соответственно, и отказаться от классного руководства. Моральная ответственность за тех, кого я взяла под свою опеку, безусловно, есть, поэтому я готова делать все, что в моих силах, чтобы найти подход к ребятам и помочь им пройти непростой путь взросления.
Плохих детей нет, просто к ним надо уметь найти подход. Каждый ребёнок неповторим, поэтому с детьми и сложно работать, но, если что-то не складывается, проблему надо искать не только в них, но и в себе. Как вы можете понять, я не боюсь трудностей и отступать не собираюсь!
—Я вижу совместное взросление: с каждым классом приходится заново проходить все этапы взросления. Поэтому выходит, что мы взаимно влияем друг на друга. Дети сами подсказывают методы, которые приемлемы в работе с ними. Ближе к выпуску, конечно, успешное взаимодействие и взаимопонимание становятся более видимы, однако увидеть, осталось ли то, что было воспитано, можно только спустя длительный период.
—В чем заключается ваша работа в формировании личности учеников?
—В желании их понять и подобрать подходящие им методы работы. В попытке определить их личные интересы, обнаружить и развить их сильные стороны. Я стараюсь создать в классе справедливую, немного жесткую в плане дисциплины, но, по моему мнению, здоровую атмосферу, которая позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, но при этом не переходить границы этических и моральных норм. Особая атмосфера в класс и мое искреннее желание сделать все возможное, чтобы ребята получили всесторонне развитие и воспитание, приводят к тому, что к моменту выпуска мы получаем творческих ребят, обладающих здоровыми амбициями и мощным потенциалом.
—Для вас класс—это ваши дети?
—Я не знаю: детей у меня нет. Но я точно могу сказать, что наши взаимоотношения чем-то напоминают родственные: за столько лет совместной работы у нас нечто подобное появилось. Их обиды и проблемы волнуют сильнее, чем похожие ситуации с детьми других классов, к которым я не имею прямого отношения. Наверное, “своих детей” я бы могла назвать младшими братьями и сестрами. Подобное родство мне знакомо, и отношения с ребятами класса явно напоминают мне его.
—Могли ли случится что-то такое, после чего вы отказались бы от класса, который взяли под свое классное руководство?
—Я думаю, что только серьезные личные обстоятельства: сильная болезнь или личное горе вынудило бы мы меня оставить работу в школе, а соответственно, и отказаться от классного руководства. Моральная ответственность за тех, кого я взяла под свою опеку, безусловно, есть, поэтому я готова делать все, что в моих силах, чтобы найти подход к ребятам и помочь им пройти непростой путь взросления.
Плохих детей нет, просто к ним надо уметь найти подход. Каждый ребёнок неповторим, поэтому с детьми и сложно работать, но, если что-то не складывается, проблему надо искать не только в них, но и в себе. Как вы можете понять, я не боюсь трудностей и отступать не собираюсь!
Таким образом, мы видим, что работа учителя в 2, а то и в 3 раза сложнее деятельности учеников! Будьте уважительны к своим учителям, не пытайтесь оборвать с ними разговор, вдруг они просто пытаются вам помочь!
Да, стрессовая это работа — классное руководство… Провинился класс — виноват ты. Документации много. Цените своих учителей