Кинематограф уже давно стал неотъемлемой частью нашей жизни. С раннего детства мы погружаемся в мир кино и мультипликации. Столько героев, событий, мест и сюжетов предстаёт перед нами, что каждый просмотр ощущается как маленькая прожитая жизнь. В современном кино очень много жанров, поджанров и различных стилей. Однако весь современный кинематограф обладает общими техническими решениями. Эти решения складывались на протяжении многих лет, с самого первого фильма. Большинство приёмов и ракурсов, кажущихся для нас обыденными, появились в каком-то фильме впервые. Также и работа с цветопередачей совершенствовалась из года в год. Появлялось новое оборудование для съёмки, что помогало воплощать новые идеи режиссёров.
В современном мире кино сложно найти сюжет, не перекликающийся с работами режиссёров в прошлом. Сейчас сюжетные линии могут быть любыми, рамок и границ практически нет. Режиссёр может творить не задумываясь о каких-то стандартах или ограничениях. Однако так было не всегда. Первые десятилетия фильмы чаще всего были немыми, больше похожими на современные «клипы» или пародийные ролики. Позже появились технологии, позволяющие качественно записывать и передавать звук в кинотеатре, а позже, и через динамики домашних телевизоров. Тогда и начались первые глобальные эксперименты в мире кино. Стало возможным прописывать живых, полноценных персонажей. Многие приёмы пришли в фильмы из театра. Благодаря чему сформировалась целая эпоха кино с театральным стилем. Такие фильмы снимались как будто в театре: действие разворачивалось в искусственных декорациях, актёры выходили на сцену из закулис. В первые годы такое кино было чем-то новым – новой вехой в этом искусстве. Однако после второй мировой войны фильмы с театральной «начинкой» стали копировать друг друга и казаться чересчур наигранными. Они были слишком оторваны от тогдашней действительности и несли в себе притворную жизнерадостность. А пышность и конвейерность такого кино ещё больше отдаляла такие картины от чистого искусства. Поэтому постепенно возникало новое движение в кинематографе, призывающее к свободе сюжетного повествования, отмене театральных стандартов и к динамичности съёмки.
Главным отличием нового направления стал отказ от коммерческого пути в создании фильмов в пользу авторской идеи, раскрывающийся при минимальном бюджете. Молодые режиссёры хотели творить без влияния крупных студий и их больших денег. Это движение возникло во Франции в середине 1950-х годов и получило название «Французская новая волна».
Одним из первых представителей этого движения стал фильм французского режиссёра Франсуа Трюффо «400 ударов». Это дебютная работа режиссёра, в которой затрагивается множество актуальных тогда и сейчас общественных тем. Сюжет разворачивается вокруг жизни подростка Антуана Дуанеля. Главный герой частично отсылает нас к отрочеству режиссёра. Мальчика нельзя назвать отрицательным или положительным героем. Он пытается учиться и читает серьёзную литературу, однако его родителям нет дела до интересов сына и всё, что они могут делать – это создавать видимость воспитания. В школе учителя не позволяют Антуану высказывать своё мнение и считают его неисправимым хулиганом из-за свободолюбивого характера. У подростка есть мечта, к которой он стремится несмотря ни на какие трудности, в чём ему помогает друг. Фильм имеет открытый финал, что для того времени было нетипично. В 1959 году фильм получил приз Каннского кинофестиваля за лучшую режиссуру. По моему мнению эта работа Франсуа Трюффо опередила своё время. После эпохи «театрального» кино этот фильм стал настоящим глотком свежего воздуха. Он показал, что малобюджетное кино может превзойти в глубине и качестве студийные работы. Здесь затрагиваются проблемы отцов и детей, выбора своего призвания, личной свободы, качества образования. Множество проработанных персонажей второго плана. Этот фильм сильно повлиял на дальнейший вектор развития мирового кинематографа. Он раздвинул рамки разрешённого. Также нельзя не отметить работу оператора и работу со светом. Кино снималось не в декорациях где-то на сцене, а на живых улицах, в угрюмых кварталах и открытой местности. Всё это было в новинку для 1958 года и произвело настоящий фурор. С этого фильма началась новая эпоха авторского кино. Он повлиял на творчество многих режиссёров не только во Франции, но и во всём мире.
Следующий фильм, о котором я хочу рассказать не менее важен для понимания эпохи. Он сильно повлиял на развитие кинематографа и многие привычные сейчас приёмы появились впервые именно в этом фильме. Это дебютный фильм Жан-Люка Годара под названием «На последнем дыхании». В нём показывается жизнь легкомысленного молодого человека Мишеля. Он живёт одним днём и не думает о будущем. Такой образ жизни явно не соответствует норме. Главный герой влюбляется в американскую девушку, сильную и независимую, хоть и верящую каждому его слову. Главной инновацией этой работы является невиданная ранее динамичность картинки. Крупные планы чередуются со съёмкой лиц главных героев. Необычно было и то, как главный герой в самом начале рушил четвёртую стену и обращался напрямую к зрителю. Даже съемка персонажей в автомобиле происходила на живых улицах одной камерой что тогда смотрелось очень необычно. При абсурдно малом бюджете режиссёру и его команде удалось снять очень нестандартное, живое кино, которое и в наше время смотрится легко и приятно.
Эти два фильма я особенно выделил, потому что они положили начало целой эпохе и навсегда изменили мир кино. Они проложили дорогу таким режиссёрам «Новой французской волны» как Жан Руш, Ален Рене, Жак Деми и многим другим. Новую волну наполняло различное кино: от мюзиклов до драм. Отличительной особенностью этого движения конечно был прогрессивизм во всём. Отличным примером можно назвать мюзикл «Шербурские зонтики» Жака Деми. В нём, несмотря на лёгкость повествования и простоту главной героини, поднимаются острые социальные вопросы. Там глубоко затронуты темы войны в Алжире, права и равенство женщин и ограниченность общества. Проблема расизма, освобождения от колониального гнёта демонстрируется в нашумевшей картине Жана Руша «Я – негр». Фильм снят в документальном стиле, хоть таким и не является. Мрачная обстановка бедных кварталов, непрофессиональная игра актёров, частая импровизация и нефиксированный ракурс при съёмке сразу же погружают в атмосферу фильма. «Я – негр» стал одним из ярчайших фильмов времён «Новой французской волны».
«Французская новая волна» изменила мировой кинематограф, разбив консервативные рамки старого кино. Французские режиссёры того периода вдохновляют множество творцов разных периодов. Новая волна оказала влияние на таких режиссёров как Френсис Форд Коппола, Брайан Де Пальма, Мартин Скорсезе, Квентин Тарантино и другие. Динамичность современного кино существует благодаря тому периоду, когда молодые режиссёры практически с нулевым бюджетом снимали свои фильмы. Тогда же начались масштабные эксперименты с ракурсами, камерами, звуком и окружением. Я считаю «Французскую новую волну» одной из самых важных эпох кинематографа. Это был взрыв креативности и творчества. Время, когда авторское кино создавалось не ради наград или денег, а во имя идеи. Это идея заключается в подходе к фильму в первую очередь как к искусству. Это идея свободы творчества режиссёра, которая ломает общественные устои и двигает искусство в будущее.