Сергей Бородич:«Педагогика — это борьба за поколения». Интервью с опытнейшим преподавателем русского языка и литературы.

Абитуриент Главное

Абитуриент, которому важно получение высшего образования, всегда переживает за свое поступление и экзамены. Чаще всего, одиннадцатикласснику тяжело самостоятельно потянуть подготовку к вступительным испытаниям параллельно со школьными предметами. В такой ситуации на помощь приходит сфера репетиторов и подготовительных курсов, которая в нашей стране развита на высоком уровне. Большое разнообразие форматов: от индивидуальных лиц до крупных центров по подготовке к экзаменам, делает удобным выбор в подготовке к финальным тестам. Но порой тяжело выбрать программу и преподавателя, подходящего именно тебе. В моём случае подготовку к ЦЭ по русскому языку определил счастливый случай. Когда ещё будучи в 10 классе я познакомился со своей девушкой, мы беседовали о многом, в том числе и о предстоящем поступлении. Каждый делился своими успехами и планами на следующий учебный год. В этот момент Маша и рассказала мне о своём преподавателе.

Сергей Сергеевич Бородич преподает с 2008 года. Развивает и совершенствует авторский  проект Childгорд, о котором и расскажет в сегодняшнем материале. На данный момент работает в школе и репетиторском центре 100 баллов. В этом году благодаря занятиям с Сергеем Сергеевичем мне посчастливилось набрать 90 баллов за экзамен, за что я бесконечно благодарен преподавателю. Я не хочу, чтобы читатели считали, что сквозь эту статью я рекламирую услуги Сергея Сергеевича, нет, я хочу, чтобы люди читали и знали о самых необычных, ярких, незаурядных и талантливых гражданах нашей страны. Именно с этой целью  я и договорился побеседовать с таким человеком.

 

 

— Почему вы решили стать преподавателем?

— Ну знаете, как получается.  Так вышло, что до 9 класса я говорил, что буду учиться где угодно, но только не в Лицее БГУ, а в итоге оказался там. После лицея говорил, что пойду куда — угодно, но только не на филфак, а в итоге поступил на филфак. И уже после филфака говорил, что пойду куда — угодно только не в школу, но в итоге работаю в школе. В какой-то момент ты понимаешь: бессмысленно ломать собственную природу. Ты можешь гоняться за трендами и слушать советы старших, окружения, но в конечном итоге ты сам решаешь, что твоё, а что нет. Я считаю, что переламывать себя и потом всю жизнь работать по нелюбимой профессии, проживать несчастные дни и мучиться — себе дороже. Поэтому однажды ты осознаешь, что есть дело, которое лучше тебя никто не делает, в том виде, в котором ты его видишь. Ещё не менее важный момент: моя специальность — преподаватель методики преподавания. То бишь учитель учителей. И тогда, в свои могучие 22 года, я подумал, что будет достаточно наивно прийти в аудиторию к молодым педагогам и сказать, что я сейчас всех научу, поэтому и был повод поработать сначала в городской школе, потом в сельской, в лицее БГУ, в частной школе и, наконец, в репетиторстве. И если однажды мне доведется выступать перед некоей аудиторией на методические темы, связанные со школьным образованием, то я как минимум могу честно сказать, что я был в школе и видел, как это происходит на самом деле. Третий фактор — династийность. Моя мама, когда работала в системе образования, отвечала за начальную школу. Она является автором учебника по чтению для начальной школы. Ну а я уже подхватил следующую ветвь образования и специализируюсь средней и старшей школе. Так что в моем случае всё произошло весьма органично.

-Расскажите об обучении в музыкальном классе

В то время, когда я учился это называлось школой с общеэстетическим уклоном. В одном здании находилось как крыло базовых предметов, так и крыло эстетического цикла. В моей параллели был один музыкальный класс, один художественный и один танцевальный.  Музыкальная школа являлась своеобразной надстройкой над классическим школой. Причем очень серьезной. Например, уже во втором классе у нас было по 10 уроков. Первые пять представляли собой классический набор: чтение, письмо и т.д.  А вторая пятерка — это предметы музыкального цикла. Тот, кто считает, что учеба в музыкалке состоит из релакса и игры на инстументах, очень сильно заблуждается: игра на инструментах, наверное, самое последнее звено музыкальной школы. Помимо моего спец. инстумента(коим являлось фортепиано) выделялись и другие дисциплны: сольфеджио, музыкальная литература,(история музыки), слушание музыки, где мы 45 минут слушали классическую музыку на пластинке, хоровое пение, ансамбль, вокальный и инструментальный на выбор, постановка голоса. После 4 класса, когда у парней начинал ломаться голос, девочки уходили в хор, а мы в оркестр, на тот момент у нас он был духовой. Интересный факт: наши девчонки летали в Ирландию на гастроли, а ирландцы прилетали к нам. Уровень школы был высоким: все преподаватели были из консерватории. Это была классическая школа всего: конферанса, хоровая и само собой исполнителей. После 9 лет в музыкалке, приходя в другое место, я удивлялся, грубо говоря, высокому самодеятельному уровню, И, когда мы делали вечера выпускников, я сказал в одном из обращений преподавателям: « Дорогие учителя, вы посадили в нас фильтр, позволяющий нам отличать хороший вкус от плохого, но ни разу не научили в дальнейшем с этим жить». А в дальнейшем, когда ты приобрел такой фильтр, иногда многих вещей можешь не понимать.

 

— Как вы считаете, что дало вам музыкальное образование?

— Буквально все.  Эстетическое образование — это единственное образование, за которым стоит гоняться в обязательном порядке, потому что все остальное является осваиванием каких — либо навыков.  Я создал эстетическую базу  в своей голове, куда и нанизывал приобретенные впоследствии навыки. В общем, не было бы музыкального образования — ничего бы не было.

 

У вас есть оригинальный проект «childгород».  Расскажите, как пришла идея этого проекта?

Начну издалека. Моя сестра долгое время занималась книжными фестивалями. У нее есть проект, который называется «ЗаЧтение». Они занимаются организацией площадок, для тех, кто следит за современной литературной жизнью. Проходят встречи с авторами, театральные постановки, в общем, они отслеживают все, что выходит на белорусском литературном пространстве и языке. Интересный момент связан с инклюзивной литературой,помогающей проникать  в мир людей с ограниченными возможностями. Во — первых, это книги для таких людей, а, во — вторых, это литература для тех, у кого со здоровьем все порядке, чтобы они могли понять некоторые моменты связанные с не такими, как они.

 

Со временем, в школе, где я работал возник литературный клуб. Дети просто подошли и сказали мне: «Сергей Сергеевич, один час литературы в неделю — это стыдно — давайте собираться и читать что — нибудь вне школьной программы». Был такой период, когда он активно действовал и к нам тоже приходили авторы, дети самостоятельно выбирали программу чтения, проводили собственные мероприятия. В какой — то момент мы объединились с книжным фестивалем, который проводила моя сестра, и мы стали создавать секции на своих площадках. Постепенно эти секции переросли в попытку сделать совместный выезд в какую — нибудь школу. Мы решили поехать в Спонды, городок в Островецком районе, и поняли, что литературной тематикой интересы наших детей не ограничиваются: они могут проводить мастер — классы на разные темы. Впоследствии, перезарядив команду, мы придумали идею выезда в региональные школы c интересной программой. Мы приезжаем раз в четверть, обычно по субботам, и распаковываем линейку мастер — классов: от 12 до 20 в зависимости от размера школы. Каждый такой мастер — класс длится по часу. Дети могут записываться, а мы, в свою очередь, ведем свою программу: От театрального мастерства до спортивных дисциплин. самое главное, что дети сами продумывают, какие мастер-классы интересны им. Суть в том, чтобы люди сближались, чтобы дети из нашей команды понимали, чем живет региональная школа, а дети из регионов осознавали, что интеллект и возможности человеческого организма неограниченны. Когда к ним приезжают разные дяденьки и тетеньки, это одно: они воспринимают их как учителей, а вот когда они видят своих ровесников или даже ребят помладше, то тогда у них происходит переключение.  Я думаю, что это вдохновляет для дальнейшего изучения собственных возможностей. Проект проработал уже два полных цикла и в конце мы проводим фестиваль, который является таким же сборником мастер — классов, но наша команда проводит уже 5 дней в другом городе. Чаще всего фестиваль протекает по определенной линии.  Самым активным дарили фирменный мерч. Вот и получается формат города в городе, мы ведь все таки «chilgorod».

 

 

«В нынешних реалиях подрастающему поколению важно понимать, что держит их здесь. А держит обычно то, что делаешь ты сам. В целом, педагогика — это борьба за поколения».

 

Каким вы видите своё будущее после завершения карьеры преподавателя?

А кто сказал, что я собираюсь завершать эту карьеру? Мне довелось преподавать в самых разных классах, и меня всегда вдохновляло, когда еще ребенок определяет для себя, чем он хочет заниматься. Чем быстрее для себя человек решит, что приносит ему удовольствие, тем он счастливее. Я, например, нашел дело своей жизни, поэтому там, где закончится моя карьера преподавателя, закончится и Сергей Сергеевич.

 

фотографии взяты из открытых источников и страницы ВК преподавателя



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *