Витебск – культурный центр синеокой, широко известен своей яркой историей. Здесь протекал знаменитый путь «Из варяг в греки», по которому перемещались не только предметы повседневного обихода, но и множество произведений искусства. Это способствовало укреплению культурных связей между различными народами. Колоритное прошлое Витебска, заметно отличившее его от других белорусских городов, породило множество легенд и преданий, о которых мы сегодня и узнаем.
ОТКУДА ПОШЛО НАЗВАНИЕ ГОРОДА
Город Витебск, например, получил имя от реки Витьбы, притока Западной Двины. История Витебска уходит в далекое прошлое, и происхождение названия связано с несколькими версиями. Среди них есть и романтическая легенда о девушке.
Первая версия гласит, что когда-то из Черных гор спускалось племя в бегстве и спешке. В этом племени жила девушка по имени Радуница, известная своей редкой красотой и умом. Она стремилась узнать больше о мире и была увлечена всем вокруг. Лес в то время выглядел так живописно, что Радуница остановилась, чтобы полюбоваться его красотой. Погруженная в наблюдения, она не заметила, как наступила ночь. Очутившись одна под светом луны, она испугалась и заплакала, отчаянно пытаясь найти свое племя, блуждая от дерева к дереву. Ее слезы были такими обильными, что образовали ручей, а позже он превратился в реку, которая следовала за девушкой по склонам и поворотам.
Вторая версия происхождения названия связана с термином «вити», которое обозначает влажное место или болото. Приставка «ба» ассоциируется с местом течения реки. Именно эта версия считалась более практичной и приземленной.
В XIX веке витебский краевед Сапунов Алексей Парфёнович предложил еще одну теорию. Согласно ему, слово «Витебск» имеет славянские корни и происходит от глагола «вить».
ТРОПА НАПОЛЕОНА
Озеро Лосвидо, находящееся неподалеку от Витебска, окутано множеством легенд. Одной из самых известных является история о «Тропе Наполеона». Существует место в озере, где глубина всего по колено, и пройти его можно пешком. Раньше, говорят, даже машины могли там проезжать. Эта подводная дорога как бы разделяет озеро на две части — Большое и Малое Лосвидо. По местной легенде, когда Наполеон Бонапарт отступал в 1812 году, он оказался на берегу озера Лосвидо. Чтобы спастись и уберечь своих солдат, он якобы вступил в сговор с дьяволом. В течение одной ночи его воины с чертовским содействием набросали шапками столько земли, что образовалась дорога через озеро, по которой они могли отступить.
Существует и несколько других объяснений появления этой необычной дороги. Например, история о влюбленных, живших на противоположных берегах озера. Чтобы помочь им, родители-помещики построили подводную трассу. Также есть мнение, что дорога значительно старше. Некоторые называют её Катерининским трактом, другие — путём Стефана Батория или Альгердовой дорогой.
Змеев камень
Согласно легенде, между деревнями Гоголевка и Вирки (Чашникский район) жил змей, который мог летать и принимать огромную дугу над своими владениями. На земле он превращался в человека — молодого красивого портного. Однажды ему понравилась крестьянская девушка. Он стал навещать её каждый день, хотя она боялась его и не испытывала взаимных чувств. Тем не менее, родителям девушка понравился. В конце концов они начали встречаться.
Однажды змей уснул на коленях любимой и попросил разбудить его, если начнётся гроза. Когда над озером скопилась черная туча, девушка решила посмотреть, что произойдет, если она его не разбудит. Змей проснулся от грома в гневе, ударил девушку по лицу и ринулся к своему каменному убежищу, но не успел. Перун, разгневанный змеем за его прошлые проступки, поразил его молнией. Шёл проливной дождь три дня, пока люди не догадались «похоронить» чудовище. Они пытались закопать его землю, но каждый следующий день всё оказывалось разбросано. Наконец, кто-то предложил возить землю на чёрном петухе, и только тогда змея удалось похоронить. Девушка прожила долгую жизнь с отпечатком змеиной ладони на лице. Никто больше не хотел жениться на ней, и она так и осталась одинокой.
Змий-похититель
Давным-давно на Юрьевой горе (или внутри неё) жил огромный змей. Однажды обиделся он на людей и похитил воду, заморозив её. Люди обратились за помощью к языческому богу плодородия Ярилу. Ярило ответил на их просьбы и убил змея копьём. Из раны змея потекла кровь, превратившаяся в чистую прозрачную воду. Долгое время источник был местом поклонения славян, которые брали оттуда воду и верили в её целебные свойства. Когда после войны была разрушена Георгиевская (Юрьева) церковь, и источник засыпали. Однако в начале 1980-х годов люди снова заметили струйку воды на месте бывшего родника. Источник обложили камнями и освятили. До сих пор сюда приезжают люди из разных уголков Витебска с верой в чудодейственные свойства этой воды.
ДРАКОН
Есть ещё обворожительная легенда о драконе по имени Цмок. Он живёт в Лепельском озере рядом с Витебском. Это полудракон-полузмей, водяной дух озера. Цмок может превратиться в прекрасного юношу, выйти на берег и одарить подарками красивых девушек; он также покровительствует влюблённым. В Витебске теперь проходит фольклорный фестиваль «В гостях у Лепельского Цмока».
Сохранившееся на Беларуси слово «Цмок» в противовес «Змею», делающему акцент на «земляной» природе дракона, указывает на водную стихию. В некоторых белорусских диалектах словом «цмок» называют вяселку-радугу, которая как бы «выцмактывает» воду из реки или озера. «Цмактаць» означает «высасывать, осушать, По преданиям, Цмок живет в водоеме, но при случае может и огнем “дохнуть”. И все же белорусский дракон — существо добродушное и справедливое: добрых бедняков он мог одарить сокровищами, а несправедливых богачей лишить состояния.
Важно отметить, что эти легенды не имеют точного подтверждения и скорее всего являются плодом народной фантазии. Но они все равно снуют по закоулкам города и передаются, так как дополняют культурное разнообразие Витебска.