Память о 9 мая в Беларуси передается из поколения в поколение. Это не просто дата – это символ стойкости и самопожертвования. День Победы — праздник, заслуженный в тяжелых боях за свободу и независимость нашей Родины. Искусство, особенно живопись, не только отражает ту эпоху, но и хранит память о боли, стойкости и надежде.
Сегодня с помощью технологий искусственного интеллекта мы можем взглянуть на эти картины по-новому: буквально оживить их, почувствовать атмосферу будто оказавшись внутри самого полотна. Давайте взглянем на десять знаковых произведений, посвященных как трагическим событиям Великой Отечественной войны, так и торжеству Великой Победы. Некоторые из них анимированы с помощью ИИ — как попытка ещё глубже прочувствовать историю, запечатленную на холсте.
«За Родную землю (В народное ополчение)» (Владимир Гаврилов, 1959)
На картине «За Родную землю» изображено прощание матери с сыном, который уходит, чтобы вступить в народное ополчение. Она бессильно наблюдает за ним, а он больше не оглядывается. Юноша твердо шагает вперед, чтобы защитить родную землю и бороться за спокойное будущее. Но пока небо над героями далеко не мирное. Оно мрачное. Словно отражение беды, постигшей их край.
Солдат, охваченный тяжелыми мыслями, становится частью окружающей картины, словно растворяясь в ее фоне. Точно так же в 1942 году сам Гаврилов 18-летним юношей ушел на фронт.
Художник делает лицо матери более выразительным, словно подчёркивая: с самой минуты прощания она не теряет надежды увидеть сына живым.
2. «Что творят, изверги!» (Григорий Шегаль, 1942)
В годы войны Шегаль, будучи уже в преклонном возрасте, был эвакуирован. Повседневные события военного времени стали темами его работ.
Одной из таких тем было чтение писем с фронта. Эта картина особенно привлекает внимание тем, что она показывает: людям, оставшимся в тылу, вне зоны боевых действий, тоже приходилось нелегко. Они с нетерпением и беспокойством ждали писем от своих близких. И точно так же, как на этой картине, они часто не могли поверить в то, что читали.
Советские женщины, заменившие мужчин в производственных и домашних делах, читают письмо. Название картины отражает их настроение: шок, неверие, даже ужас. Ошеломленная прочитанным, женщина в центре, кажется, не в состоянии пересказать содержание письма. Это вызывает чувство тревоги: что именно происходит на фронте?
3. «Мать партизана» (Сергей Герасимов, 1943)

В этой работе С. Герасимов возвышает непоколебимость и безграничную преданность советских женщин. На картине мать, чей сын попал в плен. Партизана, скорее всего, казнят. Немецкий солдат указывает в его сторону.
Однако мать нисколько не боится врага. Она гордо и бесстрашно стоит перед ним, не опуская глаз. Рядом с ней даже могучий и стойкий солдат выглядит слабым и ничтожным. «Я хотел показать в ее образе всех матерей, которые отправили на войну своих сыновей», – говорил Герасимов. Картина заслуженно занимает свое место в Государственной Третьяковской галерее в Москве как символ мужества не только одной женщины, но и всего советского народа.
4. «Побег» (Михаил Савицкий, 1974)
Михаил Савицкий — художник, переживший ужасы концентрационных лагерей. В своей знаменитой серии картин «Цифры на сердце» (1974-1987) он возвращается к мрачным воспоминаниям военного времени. Эти работы являются частью экспозиции Белорусского государственного музея Истории Великой Отечественной войны.
Картины Савицкого производят неизгладимое впечатление. Сложно поверить в то, что человек может совершать такие зверства по отношению к другим людям. Однако, несмотря на охватывающее чувство безысходности и глубокой скорби, от этих полотен невозможно отвести взгляд.
Узники лагерей смерти постоянно предпринимали попытки сбежать. На картине несколько заключенных отчаянно пытаются перелезть через ограждение из электрической проволоки. В это же время остальные падают, пораженные выстрелами надзирателей. Даже под угрозой смерти измученные люди стремились к свободе, пусть и иллюзорной. Побеги нередко заканчивались трагедией: они провоцировались предателями и становились причиной массовых казней.
5. «Танец с факелами» (Михаил Савицкий, 1978)

В центре картины, как символ фашистской бесчеловечности, возвышается устрашающее сооружение из человеческих тел и бревен. Перед тем как поджечь его, эсэсовцы устраивают дикий ритуал — танцы с факелами.
Бледные, отрешенно спокойные тела убитых заключенных контрастируют с гротескно уродливыми, темными, сгорбленными фигурами палачей, танцующих вдалеке. Так Савицкий противопоставляет две реальности: звериную жестокость фашизма и трагическую, но нравственно возвышенную смерть невинных.
6. «Хищники» (Василий Ефанов, 1942)
Василий Ефанов в своей работе демонстрирует истинную сущность фашизма, лишенного показного геройства и надуманной силы. Здесь он изображает немецкого солдата и волка: двух «хищников», смотрящих друг на друга со злобой и страхом. Немец, оказавшийся один на один с диким животным, теряет решительность. Он сравнивается с волком. Этот зверь редко нападает в одиночку, предпочитая охоту в стае. Однако здесь, видя слабость противника, волк все равно решается напасть.
Символизм этой работы поражает. Кажущийся сильным, захватчик оказывается трусом, когда сталкивается с настоящей опасностью. И демонстрация этого является важным шагом в «разоблачении» фашистов – свидетельством о том, что их не стоит бояться.
7. «Защитники Брестской крепости» (Петр Кривоногов, 1951)

Во время войны Петр Кривоногов прошел путь от солдата до майора. Он создал множество набросков и графических портретов солдат, находясь на передовой. Впоследствии, при создании произведений, это помогло ему с поразительным реализмом воссоздать сражения военных лет.
На картине изображен критический момент сражения у Тереспольских ворот Брестской крепости. Оставшиеся в живых пограничники предпринимают контратаку на огромное скопление противника.
На момент написания картины подвиг героев – защитников Брестской крепости – еще не был упомянут ни в литературе, ни в искусстве. Художник провел много времени на поле боя, среди руин разрушенной крепости, и создал сотни набросков и зарисовок. В настоящее время картина находится в Центральном музее Вооруженных сил в Москве.
8. «Оборона Севастополя» (Александр Дейнека, 1942)

Александр Дайнека создал эту картину под впечатлением от увиденных в газетах фотографий разрушенного Севастополя. Потрясенный состоянием любимого города, художник решил посвятить свою работу героизму отважных защитников.
Картина знакомит зрителя с эпицентром боевых действий, где советские граждане храбро сражаются за благополучие и свободу своего города. Небо над бойцами буквально объято пламенем. Оно окрашено в темно-красные тона, а из труб валит густой черный дым. Это свидетельствует о накале битвы. Бесстрашная фигура советского солдата, возвышающегося над поверженным фашистом, воплощает идею победы добра над злом. Эта поистине культовая картина находится в Русском музее в Санкт-Петербурге.
9. «Май. 1945 год» (Владимир Таутиев, 2000)

Победа! Долгожданное счастье. Безграничная нежность самых близких людей к вернувшимся с фронта солдатам передана в картине Владимира Таутиева. Теплые, ласковые тона контрастируют с цветовой палитрой картин батального жанра. Они успокаивают. Вселяют веру в то, что теперь все будет хорошо, у героев картины и в нас самих.
В отличие от предыдущих трагических сцен, эта пронизана добротой и светом. Хочется верить, что изображенные на ней люди действительно будут счастливы.
За окном цветет яблоня. Это те самые цветы, которые называют цветами Великой Победы. Они являются данью памяти погибшим воинам и выражением благодарности за мирную жизнь.
10. «Ветеран» (Сергей и Алексей Ткачевы, 1983-1985)

Главным героем картины «Ветеран» стал односельчанин братьев Ткачевых, ветеран Великой Отечественной войны, бывший разведчик, участвовавший в поимке немецкого генерала, Сергей Кондратьевич Драгомиров. С.К. Драгомиров был известен в народе как “однорукий печник”. Вернувшись с фронта без руки, он не бросил свое ремесло и на протяжении всей жизни оставался мастером своего дела.
Эта картина необычна тем, что на ней не показано военное прошлое ветерана. Оно осталось позади. Теперь этот человек окружен яркими красками мира. А это значит, что он сражался не напрасно. Особенно выразителен контраст: дети, кружащие вокруг мужчины, написаны в более яркие цветах, чем сам ветеран. Это символизирует, что герой войны боролся за то, чтобы у подрастающего поколения было только счастливое, светлое и безоблачное будущее.
Эти картины — лишь малая часть обширного художественного наследия, посвященного Великой Отечественной войне. Они помогают сохранить память о прошлом, напоминают нам о цене, которую заплатил советский народ за мир и свободу, и воспитывают чувство гордости за свою Родину.