«Помогите! Я застряла! Кто-нибудь меня слышит?» — пожилая женщина колотила кулаками в дверь лифта. Полчаса назад она вышла из своей квартиры, чтобы сходить в магазин за хлебом. Двери лифта закрылись, он пришел в движение, и вдруг… Кабина дернулась и остановилась между этажами. Пенсионерка нажала на кнопку «Вызов». Тишина. Потом еще раз, еще… Ответа не было. «Помогите мне хоть кто-нибудь!» — закричала она. Дело было в начале одиннадцатого утра. Подъезд в это время практически пуст. Прошло 15 минут, полчаса, час… Наконец бедолагу услышали. Лишь к обеду она смогла выбраться из злосчастной кабины…
Да уж… Знакомая ситуация, не правда ли? Лифт всегда останавливается в самый неподходящий момент. Утром выходишь из дома — он работает. Вечером возвращаешься с полными сумками — он, негодяй, стоит. Прижимаешь ухо к закрытой двери… Ни звука. У-ф-ф! Значит, снова придется подниматься на 12-ый этаж. Не знаю, как в вашем подъезде, а в нашем лифт чем-то напоминает грохочущее железное чудовище. Двери, открывающиеся с диким скрежетом (которые к тому же не до конца закрываются, и при подъеме во внушительную щель можно лицезреть шахту). Пол, просевший на 15-20 см. Тускло горящая лампочка. Разрисованные стены. Сожженные кнопки…
Согласно белорусскому ГОСТУ, ЛИФТ ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ 25 ЛЕТ. Затем он подлежит замене или модернизации. Да уж, размечтались… Поинтресуйтесь в ЖЭСе, когда был построен ваш дом? Более четверти века назад? Значит, не удивляйтесь, если лифт часто застревает или ломается. Сегодня в Минске в жилых домах насчитывается более 13 тыс. лифтов. Порядка 10-15% из них уже выработали свой ресурс. В других городах Беларуси ситуация не менее удручающая. В общей сложности в нашей стране насчитывается около 35.000 лифтов. Из них около 4500 подлежат замене. Ведь в конце 70-хх гг. в республике интенсивно строились «многоэтажки». С тех пор прошло более четверти века.
Есть дома, где жители маются с лифтами по нескольку раз в месяц. Иногда они простаивают день, два, неделю. Представьте, каково приходится пожилым людям, инвалидам… Бывают случаи, когда в кабине не работает кнопка «Вызов». Ведь кое-где линии диспетчерской связи были проложены 25-30 лет назад. Остается лишь стучать в двери, звать на помощь, надеясь, что вас услышат. Кстати, согласно нормативам, после поступления сигнала на пульт диспетчера вас должны вызволить из «плена» лифта В ТЕЧЕНИЕ ЧАСА. В большинстве случаев электромеханики успевают помочь человеку за 30-40 минут.
Первыми в кабину должны заходить взрослые, и лишь потом — дети. При выходе — все наоборот. Соблюдение всех этих правил, увы, не гарантирует нашей безопасности. Недавно был случай, когда в одном из домов по пр. Машерова в Минске двери лифта захлопнулись, зажав мужчине голову. В ноябре 2002 г. в аналогичную ситуацию попала женщина, приехавшая в Минск погостить из Гомеля. Ей зажало руку. А однажды бригада «Скорой помощи» вместе с тяжелобольным застряла между этажами. К счастью, и этот эпизод закончился благополучно. Но, к большому сожалению, так бывает не всегда…
В марте 2003 г. в лифте общежития Белорусского государственного технологического университета, прослужившем более 30 лет, погиб студент-второкурсник. Когда он входил в кабину, лифт неожиданно поехал вниз. Парень оказался зажат между лифтом и этажом. Затем трагедия произошла в первом подъеде одной из многоэтажек по ул. Казинца. Мужчину зажало дверями.
Трагические совпадения? Возможно. Расследование показало, что в двух из трех этих ЧП лифты были технически исправны. Большинство несчастных случаев происходит по вине самих пассажиров, которые пытаются раздвинуть двери и выбраться из кабины. Вот один из таких примеров. В июне 2001 г. в универмаге «Гомель» в лифте застряли два человека. Связи с диспетчером не было. Парень, работавший в магазине грузчиком, попытался покинуть кабину, упал в шахту и разбился. Поэтому, если вам доведется застрять в лифте, не проявляйте «самодеятельности». Ведь есть вероятность, что лифт поедет в любой момент. Поэтому не паникуйте, подождите электромеханика и следуйте его указаниям.
Приходилось не раз слышать немало «страшилок», связанных с лифтами. Дескать, а вдруг оборвется кабина? Это теоретически невозможно. Лифт держат 3-5 канатов, каждый из которых имеет девятикратный запас прочности. Кроме того, в шахте установлены специальные ловители. Но на практике происходит иначе. Несколько лет назад в одном из домов Минска кто-то поджег кабину. Канаты лопнули от высокой температуры. Кабина полетела вниз. Сработали ловители. Но сверху упал противовес. Лифт рухнул в шахту и разбился. Людей в кабине не было.
Другая «страшилка» — если лифт застревает, то, говорят, в нем можно задохнуться (особенно, если в кабине оказалось несколько человек). Это неверно. Воздуха в шахте достаточно. Специалисты утверждают, что всему виной паника. Так что не волнуйтесь и дождитесь помощи. К сожалению, часто электромеханики вынуждены заниматься не столько регулярным техническим обслуживанием лифтов, сколько их «спасением» от вандалов. Дело не ограничивается сожженными плафонами и кнопками: «охотники» за цветными металлами вырывают алюминиевые наличники, плинтусы, блоки управления… Пару лет назад был такой случай. Электромеханик застал в лифте двух ванадлов. Но те жестоко избили его и скрылись с похищенным оборудованием.
Похоже, что, если ситуация не изменится, всем нам через какое-то время придется подниматься на верхние этажи пешком. С каждым годом количество лифтов, отслуживших свой срок, будет расти. Тем не менее, все подъемные устройства ежемесячно подвергаются техническому осмотру, а раз в год специалисты Проматомнадзора проводят независимые испытания каждого лифта и его освидетельствование. Если неполадки устранить невозможно, лифт отключают. Жильцы поднимаются к себе на этаж пешком. Это лучше, чем застрять в кабине, или, чего хуже, оказаться зажатым в «тисках» между лифтом и шахтой.
ДЕСЯТЬ ЛЮБОПЫТНЫХ ФАКТОВ ИЗ ЖИЗНИ ЛИФТОВ И ИХ ПАССАЖИРОВ
1. Первый пассажирский лифт в Минске был установлен в 1924 г. в гостинице «Европа», расположенной на бывшей Губернаторской улице (сейчас — ул. Ленина). В начале 30-х гг. прошлого века лифты появились в Доме Правительства на ул. Советской
2. По сей день в Белорусском государственном театре оперы и балета эксплуатируется грузовой лифт, выпущенный в 1940 г. (это самое старое подъемное сооружение в столице). В нескольких домах по ул. Киселева и Коммунистической, расположенных в районе пл. Победы, лифты работают с 1949 г.
3. В течение года в «девятиэтажке» лифт проходит около 4600 км, за 25 лет работы — более 115 тыс. км, что составляет почти треть расстояния от Земли до Луны
4. Ежедневно пассажирский лифт, установленный в многоэтажке, работает в среднем 3,5 часа и выполняет 420 циклов «вверх-вниз». Его грузоподъемность составляет 320 кг (четыре человека)
5. В Беларуси насчитывается около 35.000 лифтов (пассажирских и грузовых). Порядка 15-17% из них отработали положенные 25 лет и подлежат срочной замене или модернизации. Чтобы лифтовое хозяйство страны исправно функционировало, необходимо ежегодно менять около 1700 лифтов.
6. Скоростной лифт в столице работает в гостинице «Юбилейная». Его средняя скорость составляет 2,5 м/с. В обычной «девятиэтажке» лифт движется со скоростью 0,7-1,3 м/с
7. Самый быстрый лифт в мире установлен в 2000 г. в г. Йокогама (Япония) в 70-этажном небоскребе. Скорость его движения достигает 12,5 м/с (около 50 км/ч). При скорости более 16 м/с начинает закладывать уши из-за слишком быстрого изменения давления
8. Лифт производства завода «Могилевлифтмаш» стоит 12-14 тыс. у.е. (без учета монтажа). Ежегодно с конвейера сходит около 3-3,5 тыс. подъемных устройств. До 80% продукции отправляется на экспорт в Россию, Украину и другие страны СНГ. Цена аналогичного лифта зарубежного производства достигает 25-30 тыс. «условных»
9. До 80% всех трагедий связаны с неправильным поведением пассажиров, которые пытаются самостоятельно освободиться из лифта, остановившегося в шахте между этажами
10. Каждый седьмой человек, пользующийся лифтом в Минске, рискует застрять из-за износа оборудования (кроме того, нередко лифт останавливается при перегрузке и раскачивании кабины). При простое лифта более суток жильцы освобождаются от абонентской платы.