
Его трешка в центре Минска больше похожа на музей, чем на жилую квартиру. Картины, курительные трубки, гитары, мандолины, ящик нэцкэ и более сотни марок – коллекционер собирает все, что только можно себе представить. Первое, что бросается в глаза, когда входишь на порог– это полотна в разномастных рамах, за которыми и обоев практически не видно.
— Я уже давно сам сбился со счету, — говорит коллекционер, увидев наши удивленные лица. – Думаю, на стенах вместилось около ста картин, а сколько их в этой квартире всего – черт его знает! Может, уже перевалило за три сотни…
Журналисты любят жилище Плесанова – за его культурную «начинку». Хозяин, наученный опытом, сразу предупреждает: «Не задавайте мне вопросов о том, сколько что стоит. Все, что вы видите здесь для меня бесценно!» Проходим в большую комнату, где полотна не только красуются на стенах, но и стоят рядами вдоль их. Поднимаем головы — тоже видим картины, сложенные штабелями на высоких полках. Андрей рассказывает о работах, которые попадаются ему на глаза — у каждой из них своя история.
— Эту картину — «Август» хотели купить у меня американцы. Но я ни за какие деньги ее не продам: она была третьей в моей коллекции, с нее по сути все начиналось. Я приобрел ее в 14 лет в парке Челюскинцев за какие-то смешные деньги.
Плесанов признается, что уже и забыл, когда в последний раз тратился на произведения художественного искусства. Все работы он получает в виде презентов от своих коллег по цеху.
— На аукционах я ничего не покупаю! Да и вообще, аукционы – это редкость у нас. Люди пока не могут себе позволить тратить деньги на произведения искусства. Уже много лет картины мне дарят товарищи.
Художник проводит нас в спальню. Там обращает внимание на портреты своей жены Галины. Один кисти Александра Чертовича, второй — Владимира Акулова.

— Жена тоже любит искусство, поэтому ничего не имеет против такого интерьера. Но когда мы познакомились, она и не подозревала, что я настолько одержим искусством.
Собиратель рассказывает, что в его коллекции около 10 портретов дочери. Лично мы за время нашей экскурсии насчитали 4.
— Такой мою Аню изобразил Владимир Акулов, — показывает нам яркий портрет художник. Кстати, бюстгальтер ей он уже потом дорисовывал. Первоначальный вариант был откровеннее. (Смеется – Прим. Автора).

Заходим в зал – часть пола уставлена гитарами. Лидер группы «План» без лишних слов берет инструмент и устаивает нам мини-концерт.
— Вот эту красотку я купил в 1990, когда с двумя приятелями гулял по Фламарту — это такая большая барахолка, протяженностью в несколько километров вдоль набережной Майна, — рассказывает о двенадцатиструнной гитаре Плесанов.- Она была не комплектная: без колков, накладки с ладами на гриф, но была практически новенькая. Немец ее «загонял» за 250 марок, но мне удалось выручить всего за 15! Правда, перед этим, я два часа объяснял продавцу, что за такую цену он ее никогда не продаст и ремонт обойдется дороже. Так и сторговались.
— Слушала, что в вашей коллекции есть гитара, когда-то принадлежавшая Брюсу Уиллису?
— Да, — довольно продолжает Плесанов и тянется к другой гитаре. — Её в начале девяностых продавал один из минских дилеров. Мы с Аркадием Юшиным и Питом Павловым поехали ее посмотреть. Когда инструмент достали из фирменного кейса, я тут же влюбился в него, но стоил он 900 долларов. Продавец рассказал, что цена высока потому что до этого на этой гитаре играл актер Уиллис, а после – известный советский режиссер. Чтобы отбить охоту у потенциальных покупателей, я придрался к тому, что на ладах отсутствовал перламутр и ушел с безразличным видом. Уловка подействовала и через несколько недель я забрал ее уже за полцены.

Коллекционер, кажется, может бесконечно рассказывать истории о своих картинах, музыкальных инструментах…
— За такое люди в музеях платят деньги, — подытоживает он. — На этой стене у меня творения и Андрея Смоляка, и Владимира Цеслера. Я, подшучивая, говорю гостям: «Вот здесь, обратите внимание, яйца Цеслера».
Сам Плесанов продолжает экспериментировать с сусальным золотом. Поэтому его произведения можно с легкостью узнать среди океана других.
О ПЕРСОНЕ
Родился в Минске в 1948 году. Живописью занимается с 1964 года. Андрей Плесанов отталкивается от идей Казимира Малевича и Павла Филонова. Среди художников, повлиявших на его творчество, отмечает Валерия Мартынчика и Владимира Цеслера и Ленину Миронову. C 1975 по 1980 год учился в Белорусском государственном театрально-художественном институте на отделении режиссуры. Андрей Плесанов известен с конца 80-х годов как активный организатор появившихся в то время неформальных выставок. Одной из них была выставка его коллекции “Мастерская художника”, которая продолжает пополняться и по сегодняшний день.
Очень классный материал!