Часто студенты-журналисты разочаровываются в профессии быстрее, чем получают диплом. Молодой специалист, сотрудница районной газеты Юлия Шабловская считает: стоит попробовать себя во всех сферах масс-медиа, чтобы определенно утверждать о своей журналистской перспективности.
Свершилось. В коллектив редакции нашей «Маладзечанскай газеты» впервые лет за двадцать пришел на работу по распределению молодой специалист, свежеиспеченная выпускница «Печатных СМИ» Института журналистики БГУ Юлия Шабловская.
До этого общение с практикантами в редакции нельзя назвать успешным: от них часто приходилось слышать: «Наверное, журналистика – это не мое». Не наша ли «районка» наводила ужас на столичных студентов? Или пришла пора на первых полосах газет вешать табличку «все ушли в интернет»? Или выпускники школ как-то не серьезно относятся к выбору профессии? А, может, с самой профессией происходят странные метаморфозы?» Я решила узнать, что думает об этом бывшая студентка журфака.
– Юлия, как выбирала профессию?
– Моя тетя и дедушка – журналисты. Возможно, мой выбор – дело предопределенное. До поступления я, безусловно, работала над собой: была участником клуба юных журналистов центра творчества детей и молодежи «Маладик», писала для проекта «Рэгіянальнай газеты» – «Моладзевай рэдакцыі», да и «Маладзечанская газета» тоже опубликовала пару моих текстов. Все, чем я занималась в 10-11 классах, было и в самом деле весьма увлекательным и познавательным. Почему бы не заниматься этим и дальше, думалось мне тогда.
– Был ли опыт работы до прихода по распределению?
– Были обязательные учебные практики, а также предметы, где требовались авторские тексты. На журфаке ты, в общем-то, белая ворона, если на третьем курсе все ещё не подрабатываешь где-то. Первые три курса я принципиально не занималась ничем, а с четвертого стала интересоваться художественной фотографией на пленку, писала тексты для различных коммерческих сайтов, попробовала себя в сфере RP-менеджмента общественной организации, пару месяцев работала пресс-секретарем в студенческой организации БГУ, писала для подросткового журнала и в узкоспециализированные издания. На пятом курсе постоянно делала тексты для портала relax.by, журнала «Хлебопек», продолжала работать с просветительской организацией «Офис продвижения инициатив» и снимать вдобавок к пленке и на цифровую камеру.
Пожалуй, репортажи «живого действия» в стиле «что вижу, то и пою» – это то, что мне нравилось больше всего в моей работе. Например, при подготовке текстов для бюллетеня «Вместе», я общалась с женщинами секс-бизнеса и потребителями наркотических веществ, была на вечерних и ночных выездах со специалистами «Позитивного Движения» и «БеЛАЮ». Тематика достаточно специфическая, но работать мне было интересно.
– Ты таким образом хочешь найти себя в журналистике или уже сформировала свое видение профессии?
– Надеюсь, что в Беларуси в ближайшие 10 лет сформируется более-менее конкретное поле масс-медиа со своими правилами и этикой, где будет место каждому заинтересованному студенту или выпускнику журфака. Сейчас же стоит использовать возможности журналистики: поработать и в печатном издании, и в онлайновом, и в пресс-службе. Знаю, что в какой-то момент поработаю за границей, чтобы получить новые знания и умения. Не считаю, что в моих словах есть юношеский максимализм. Если журналист не меняется вслед за окружающим миром, то к черту такого журналиста!
– Как выпускница специальности «Печатные СМИ» ты не думаешь, что Интернет активно наступает, отвоевывает аудиторию у газет и что вообще газеты умирают, да и журналистика тоже на грани?
– Думаю, любое издание должно соответствовать требованием своей целевой аудитории. На данный момент я вижу в Беларуси достаточное количество людей, которые не могут или не хотят получать информацию только из соцсетей или только из электронных СМИ. Думаю, ближайшее 10-летие доля газет, безусловно, будет уменьшаться, но полностью распрощаться с печатными изданиями белорусы ещё не готовы.
Особенно активно этим фактом нужно пользоваться районным изданиям, ведь уровень доверия местным изданиям у людей выше, чем общереспубликанским.
– Откуда узнаешь новости, на какие сайты заходишь?
– Мне мало интересна белорусская печатная пресса, а от многих передач наших телеканалов у меня волосы встают дыбом. «Мои» ресурсы – это «Эўрарадыё», телеканал «Дождь», проект «Сноб», интернет-версия «Нашей Нивы», TUT. by, Budzma.org, kyky.org, колумнисты сайта «Эхо Москвы», Colta.ru, Lenta.ru, Gazeta.ru. Из белорусов уважаю фотографов Сергея Гудилина («НН») и Александра Ждановича (Budzma.org). Постоянно просматриваю фотоподбоки на сайте агентства Reuters и, по возможности, слежу за видео «No comments» на Euronews. Вообще, мне интересна современная фотожурналистика, в частности, съемка военных событий и военных конфликтов.
– Что ожидаешь от работы в «Маладзечанскай газеце»?
– Я научилась ничего не ждать от своего места работы – учусь всего-то делать свою работу качественно, и жить интересно в первую очередь для себя. Вообще журналистика – это тот же станок, и об этом начинаешь задумываться уже через полгода постоянной работы для любого издания.
Что касается Молодечно – у меня период адаптации. Во-первых, сейчас моя работа не имеет ничего общего с темами, которыми я занималась в последний год учебы. Во-вторых, здесь совершенно своя специфика издания – ещё 4 месяца назад я бы сделала иначе, а здесь нужно именно так, как нужно здесь. В-третьих, несмотря на то, что Молодечно – мой родной город, это совершенно чужое для меня место, где кроме парочки знакомых и родных у меня не осталось никаких контактов.
– Чего пожелаешь тем, кто учится, особенно тем, кто на грани разочарования?
– Если вы понимаете, что ненавидите то, чем занимаетесь, – уходите, убегайте и бросайте. Нелюбимое занятие никогда не сделает счастливым вас, никогда не сделает счастливым вашего читателя. Журналист в первую и единственную очередь должен думать о своем читателе, а уже потом о том, что он хочет спать или обедать. В этой профессии нужно быть либо романтиком либо фанатиком. Иначе никак!
Хороший материал, познавательно, легко читается.