На «Неделе журналистики» в Бресте Анна Петроченко (корреспондент СБ в Бресте) поделилась дельными советами о том, как сделать эффективное интервью.
Представьте, что вы выходите летом из лесу с полными пригоршнями черники в руках – таким же полезным и вкусным был мастер-класс Анны Петроченко на «Неделе журналистики». На протяжении всего мастер-класса на Анну сыпались вопросы от аудитории насчёт буквально всего, каждой мелочи о интервью. Как оказалось, именно в мелочах находится палочка-выручалочка для любого журналиста.
Первые советы для журналиста кажутся очевидными, но они точное попадание «в яблочко». Затем советы от мастера (хотя сама Анна не назвала себя «мастером») о том, что неплохо бы захватить с собой на интервью. Самое главное, считает Анна, хорошее настроение! И в подтверждение цитирует Павла Волю: «Юмор, как известно, это социальный клей». Поэтому вторым в списке нужного с собой находится чувство юмора. Затем ручка-блокнот. Журналистка уверила, что это прямо бальзам на душу для интервьюера, когда за ним старательно записывают и при этом кивают. И, конечно, пара-тройка нужных девайсов (диктофон, а лучше два, камера, фотоаппарат). Девушка продемонстрировала нам необычный нужный девайс – портативный сканер. Анна Петроченко уверила, что понадобится может всё, что угодно. К списку добавила термос с горячим чаем и наличные деньги.
Большое внимание девушка уделяет контакту журналиста и интервьюера. «Интервьюер тоже человек, и ничто человеческое ему не чуждо!» Психологические барьеры могут стать серьёзной проблемой.
Если по просьбе интервьюера Вы вынуждены убрать его имя – это не страшно. Интервью не обеднеет от имени интервьюера, но обеднеет от факта. Не подставляйте людей, не надо вести себя непорядочно, будьте человечны. Человек может попасть в критическую ситуацию с начальством или с окружением. А если вы выполните просьбу – это к тому же и комплимент, это обеспечит Вам возможность при случае снова обратиться к этому человеку за необходимой Вам информацией.
При необходимости журналист может выслать интервьюеру вопросы заранее, в этом нет ничего предосудительного. Вопросы должны быть максимально точные, лучше короткие – такое утверждение Анна основывает на том факте, что человек способен воспринять, «обработать» предложение из 8-10 слов. Правильный вопрос — это уже 70% успеха. Журналистка предложила базу из трёх главных вопросов: первый – «Кто Вы?», второй – «Как так получилось?» и третий – «Что теперь делать?». Вопросы могут быть прямые, а могут строится по схеме факт – вывод – вопрос. Когда Вам непонятен или не удовлетворяет ответ, попробуйте переформулировать вопрос. Иногда так можно «словить» интервьюера, если он не до конца честен и открыт. Неудобные вопросы могут ввести интервьюера в замешательство, но иногда лучше не спешить задавать другой вопрос. Такая ситуация называется «беременным вопросом». В таких случаях, если Вы молчите и спокойны, как удав, человек может вдруг рассказать то, чего Вы даже не ожидали узнать.
Интервью – это всегда совместная работа журналиста и собеседника, причём журналист при написании материала всегда немного интерпретирует. Есть несколько простых вещей: все люди немного тщеславны, для них большое событие, если о них пишут в газете, и при этом каждый из них боится выглядеть смешно. Поэтому журналист должен уметь не только задавать вопросы и красиво оформлять вопросо-ответы в своём материале, а совмещать профессиональные интересы и человечное отношение к людям.
Только Анна Петроченко не корреспондент СБ, а корреспондент газеты Республика.