Разноцветный шатёр раскинулся между деревьев городского парка. Музыка живым ритмом провоцирует ноги – так и просятся пуститься в пляс. Представление словно волшебство! Тигры ловко перепрыгивают через огненные кольца, медведи рассекают воздух на велосипедах…
В детстве мы с родителями часто ходили в цирк. Я, однако, не помню выступлений цирковых животных: внимание оттягивали вагоны возле шатра. Я представляла их как уютные домики для животных, где четвероногие артисты после утомительного дня сбрасывают с себя яркие костюмы и наслаждаются сытным ужином. Детское сознание не понимало, что в работе цирка нет ни грамма волшебства, лишь мучения животных ради коммерческих целей их владельцев. Цирк не магия. Цирк – это бизнес.
Дикие животные не рождены для трюков. Существует два способа дрессировки – агрессивный и гуманный. Агрессивный метод вырабатывает у животных инстинктивный страх перед наказанием. «Артистов» бьют электрошокерами, лишают еды, если они не выполняют задание. Гуманный метод, напротив, за послушание награждает лаской и лакомым кусочком, но для дрессировки гуманным методом нужно время. Каждый ли цирк может позволить себе терпеливо ждать? Время – деньги. Некоторые бизнесмены в силу характера не способны на ожидание. И ещё одно: быть дрессировщиком – это дар, ведь не каждый человек умеет чувствовать, понимать и находить общий язык с животными.
Ежедневные тренировки и монотонное повторение одних и тех же движений на протяжении всей жизни развивает у животных депрессию. Дикие животные созданы для свободы, они в силу своих инстинктов не могут выполнять однообразную работу, да ещё и по расписанию.
В Беларуси действует шесть цирков-шапито. Передвижные цирки арендуют участок земли у города. Больше земли – больше денег. Размер шатра уменьшить нельзя, значит ради компактного расположения цирка сужается пространство для животных. Дикие животные живут в клетках, фургонах и машинах. Длительное пребывание в замкнутом пространстве может вызвать синдром стереотипного поведения (похоже на клаустрофобию у человека) – звери пытаются вырваться: бьются об стены, расцарапывают когтями тело.
Кроме этого, звуки фанфар, городские шумы, свет прожекторов противоестественны дикой природе. Агрессивные свет и звуки вызывают у животных стресс, влияют на их самочувствие. Бродячий образ жизни не позволяет создать условия для оказания своевременной ветеринарной помощи. Нарушение санитарных норм провоцирует вирусные заболевания и, как следствие, смерть животного.
В декабре 2019 года на сайте «Удобный город» была опубликована петиция с требованием запретить использование животных в цирках. Петиция собрала более десяти тысяч подписей. Минприроды поддержало предложение белорусов, однако до сих пор никакие запреты не вступали силу, а в цирках продолжают эксплуатировать братьев наших меньших.
«Бродячие» цирки, не могут обеспечить стабильный заработок: сегодня сорвали куш, завтра – копейки. Условия содержания животных зависят от заработанных денег, расходов на передвижение и аренду земли, степени алчности владельца цирка. Известный колумбийский писатель Габриэль Гарсия Маркес в роман «Сто лет одиночества» заложил точную мысль о взаимоотношении природы и человека – природа отступает лишь на время, но затем непременно возьмёт реванш.
Автор: Анастасия Анишина
Анастасия, Вы затронули очень хорошую и важную тему. Какие выходы из данной ситуации видите Вы?