Велосипед — самый экологичный и самый удобный вид транспорта, по крайней мере так нам говорят все вокруг. И если с экологичностью поспорить сложно — ведь велосипед не выбрасывает в атмосферу ядовитые газы и соединения тяжёлых металлов — то утверждение об удобстве многие люди готовы опровергнуть. И речь здесь не о том, что для кого-то может быть тяжело крутить педали. Часто мои знакомые жалуются на отсутствие внятной велосипедной инфраструктуры в Могилёве. Именно поэтому во время очередной своей поездки на велосипеде я решила приглядеться и оценить, насколько же комфортно передвигаться на велосипеде с помощью этого вида транспорта.
Маршрут выбираю простой: от танка на улице Якубовского к проспекту Мира, дальше по Первомайской к драмтеатру и по Пионерской к площади Ленина. Вооружаюсь фотоаппаратом, сажусь на своего железного коня и выезжаю. Двигаться буду строго по тротуару. Во-первых, закон разрешает ездить по проезжей части только в том случае, если передвижение по тротуару, обочине или велодорожке по каким-то причинам невозможно. А во-вторых, мне попросту страшно. Некоторые водители относятся к велосипедистам на дороге несерьёзно, подрезают их и прижимают к обочине.
Велодорожки в Могилёве — штука странная. Их немного, явно не хватает для такого города, а те, которые есть, часто используются пешеходами, которые даже на звонок не обращают внимание. Так вышло и в этот раз, на велодорожке совсем недалеко от места старта. Вполне возможно, что многие люди попросту не замечают того, что идут по велосипедной части. Некоторые ходят здесь с детьми, кто-то гуляет с коляской. Едешь и боишься того, что тебе под колёса выскочит маленький ребёнок.
Вскоре на пути мне встретилось очень странное решение — клумбы на внутренней стороне ограды на мосту. Расстояние между выступающей клумбой и фонарным столбом маленькое, и двум велосипедистам будет сложно разъехаться, приходится подтормаживать после скоростного спуска с горы. А чуть подальше — пешеходный переход с высокими бордюрами. Поправки в ПДД о том, что велосипедистам можно не спешиваться, вступят в силу только осенью, поэтому я перехожу дорогу пешком. Однако спешиваться здесь придётся даже тогда, когда правила дорожного движения поменяются: далеко не всем будет комфортно переезжать такое высокое препятствие. Кроме того, проблемы здесь могут испытывать родители с колясками или люди с ограниченными возможностями.
Однако не всё так плохо с бордюрами. Есть в городе переходы, которые можно вполне комфортно переехать.
Спешиваться пришлось и на остановке напротив ЦУМа: людей здесь так много, что объехать их очень сложно. Но некоторые велосипедисты петляют между ними, рискуя зацепить кого-нибудь или сбить.
До драматического театра доехала относительно спокойно, если не считать, опять же, людей, которые на мои сигналы реагировали далеко не всегда, а также одинокого электросамоката из службы шеринга, припаркованного кем-то прямо посреди тротуара. Вообще многие пользуются шеринговым транспортом крайне безответственно: то бросают самокаты где попало, то катаются на них вдвоём. Свернув на Пионерскую наткнулась на группу молодёжи, которая выстроилась в шеренгу, перекрыв весь тротуар. А уже у самой площади Ленина на выходе из подземного перехода какой-то мальчик попытался пролезть между мной и перилами, пока я толкала своего пятнадцатикилограммового металлического коня вверх по пандусу. Мать ребёнка прекрасно видела происходящее, однако вмешиваться не стала.
В целом, я не могу сказать, что город не приспособлен для велосипедистов. Да, встречаются высокие бордюры, неудобные пандусы и странные решения, мешающие передвижению. Однако несмотря на это, передвигаться по Могилёву вполне возможно, и велосипед может стать прекрасной альтернативой личному автомобилю или общественному транспорту. Проблемы есть, сложно отрицать этот очевидный факт, но городская среда постепенно меняется, становится всё более и более комфортной для свободного передвижения. И стоит понимать, что комфортная среда — это не только про адекватную инфраструктуру, но и про уважение к остальным участникам дорожного движения. Люди зачастую не задумываются об удобстве друг для друга, из-за чего возникают конфликты. Пешеходы перекрывают весь тротуар, отказываются реагировать на приближающийся велосипед, разгуливают по велодорожкам. Велосипедисты в свою очередь катаются на большой скорости, лавируя между пешеходами, неожиданно выскакивая из-за спины и пугая людей. Из-за этого у обеих сторон складывается предвзятое и негативное отношение друг о друге: под новостями о ДТП с участием велосипедистов люди разделяются на два лагеря, отказываясь хоть на минуту представить себя на месте оппонента. А ведь очень многих проблем на дорогах и тротуарах можно было бы избежать, если бы каждый понимал, что он здесь не одни, и уважал других участников дорожного движения.
В конце концов стоит помнить одну простую истину: относиться к людям нужно так, как хочешь, чтобы относились к тебе. И если бы каждый следовал этому принципу, город стал бы в тысячу раз удобнее.