Мядельщина! Край обширных озёр, малая родина белорусского поэта Максима Танка, место проведения Будславского феста. Всё это и ассоциируется с этим уголком. Однако Мядельщина известна имениями, в которых проживали знатные семьи.
Пример тому — деревня Шеметово. Она принадлежала и Пшездецким, и Швыковским, и Пшездецким. С 1717 года имение находилось во владении Кароля Сулистровского. В скором времени его сын Алоизий решил преобразовать это место. Им был построен усадебный дом, который был окружён парком и прудами. Здесь бывал Кароль Станислав Радзивилл. Принимали гостя торжественно. Въезд сопровождался залпами из нескольких мортир. Его путь освещался с помощью свечей на дощечках, которые были поставлены на воду. Их Алоизию удалось собрать со всех виленских костёлов. Но самой интересной деталью была монограмма князя на щите, утопавшего в огнях усадебного дома. После ужина гостей ждала незабываемая прогулка по сказочному саду, а также праздничный салют. Как известно, в 1794 году произошло восстание, руководил которым Тадеуш Костюшко. В нём принимал участие сам Алоизий. После поражения Сулистровскому пришлось отправиться во Флоренцию.
Тогда имение перешло к его сыну Казимиру. Он являлся минским губернатором во времена Российской империи. При Казимире в имении произошли перемены. Усадьбу было решено перестроить в стиле классицизм, пристроить к фасаду здания каменный портик с колоннами, регулярный парк преобразовать в пейзажный. По обеим сторонам дома располагалось два флигеля. После Казимира владельцем усадьбы стал сын Александр. Его, к сожалению, настигла трагическая судьба, которая ншла отражение в мемуарах поэтессы Габриэли Пузыни. Александру приглянулась наездница Аделаида. За взгляд, улыбку, каждое слово она получала от него различные семейные ценности. Из-за такого своеобразного увлечения и случилось психическое расстройство у Александра.
Вскоре имение стало принадлежать его сестре Констанции. Она была замужем за успешным помещиком Александром Скирмунтом. В это время жизнь Шеметова преобразилась. Появился в имении в 1862 году винокуренный завод с паровым двигателем. В год 10 работников произвоидили до 35 тысяч вёдер спирта в год. Открыты были и кирпичный завод, и маслозавод, и водяная мельница, и четыре рыбных пруда, и несколько озёр. Предпринимательским талантом обладал и его сын Константин Скирмунт. При нём в имении стало действовать кредитно-сберегательное товарищество. Через три года оно состояло из 384 участников, а стартовый капитал вырос на 26%. Последним владельцем был Константин Болеслав Скирмунт. Напоминанием о нём является винокуренный завод, руины которого сохранились до наших дней.
Руины винокуренного завода. Фото из архивов. Источник: poshyk.info
Шеметово охватила Первая Мировая война. Здесь находились немецкие штабы. Во время Нарочанской наступательной операции рядом находилась запасная 86 дивизия. На этих землях также довелось побывать немецкому орнитологу Герману Шалову. Он наблюдал за миграцией птиц.
В межвоенное время, в период, когда Шеметово находилось в составе Польши, Скирмунты занимались промышленным разведением рыбы. Для этой цели были предназначены искусственные пруды. За них отвечали вооружённые сторожа. Они контролировали деятельность батраков по подкормке дроблёным горохом рыбы. Также они отстреливали хищных птиц, за когти которых поощрялись вознаграждением. Сама рыба была уникальным товаром. Стоимость килограмма малька составляла 35-40 злотых. На неё можно было купить 320 кг ржи. Сегодня пруды использует рыбное хозяйство Национального парка «Нарочанский». В них выращивают таких рыб, как белый амур, щука, карп, карась. Также осуществлялась продажа продукции фруктового сада и ягодников. В приусадебной оранжерее росли абрикосы, апельсины, виноград.
Рыбоводческие пруды в Шеметово. Фото автора
К сожалению, усадебный дом Скирмунтов был сожжён в новогоднюю ночь 1942 года партизанским отрядом Фёдора Маркова. Сохранились только основания колонн. Из-за пожара погибла Габриэла Скирмунт и её дочь Лидия. О них память увековечена в костёле Матери Божьей Неустанной Помощи.
Костёл Матери Божьей Неустанной Помощи. Фото автора
Святыня была построена Болеславом Скирмунтом. В костёле можно найти мемориальные доски, которые напоминают о членах семьи Сулистровских и Скирмунтов. Увековечена также память о Марии Скирмунт-Твардовской. Она основоположник планомерного изучения флоры Мядельщины. На протяжении проживания здесь ей удалось собрать гербарий. Его значительную часть находится в Кракове. Также Мария написала различные статьи о растительном мире Мядельщины, которые опубликованы в европейских научных журналах.