В современном мире прослеживается тенденция, заключающаяся в переходе тележурналистов в интернет-пространство. Это связано с дальнейшим развитием деятельности медийной личности. Часть таких персон совсем уходит из телевизионной сферы, навсегда связывая себя с блогосферой. Некоторые же начинают развитие в Интернете и параллельно при этом ведут активную деятельность на телевидении. Таким образом, аудитория наблюдает за трансформацией жанров.
С постепенным переходом тележурналистов на площадку YouTube жанры начали трансформироваться в совершенно новый продукт. Давление оказывали интернет-рамки и традиционные телевизионные жанры.
На развитие платформы YouTube и приток телевизионной аудитории повлияли такие факторы:
- Разнообразие контента. Пользователь может найти развивающие ролики, научно-популярные видео, развлекательные программы.
- Нет привязки к времени просмотра. Каждый видеоролик можно посмотреть в любое время.
- Обратная связь с автором. Оценки качества («лайки» и «дизлайки»), возможность оставлять комментарии, подать жалобу на контент.
- Формирование «рекомендованных» видео на основе уже просмотренных пользователем.
- Рекламная политика. Пользователь может отключить рекламу, использовать «блокировщики». Это невозможно во время телевизионной трансляции.
Сегодня деятельность видеоблогеров освещается в телевизионных эфирах. Показательно, что YouTube все чаще становится инфоповодом для новостных ТВ программ и передач. Это дает дополнительные баллы популярности видеоплатформе.
Но несмотря на это, есть и недостатки YouTube по сравнению с телевидением.
YouTube не стал до конца удобной площадкой для творчества. Главный недостаток – большое количество роликов низкого качества, без заявленного содержания. Новому пользователю сложно найти нужный или интересный контент. Он должен буквально пересмотреть несколько десятков видеороликов, чтобы найти подходящие каналы и авторов.
На ТВ это решается проще – есть программа передач, анонсы. Зритель знает, чего ожидать от большинства продуктов, что комфортно для его восприятия, а что – нет. Другая сторона медали такого подхода – искусственное снижение развития. Принципиально новые передачи появляются редко, так как для их продвижения нужны большие материальные и технические средства.
Именно техническая составляющая является «слабым звеном» YouTube. У большинства авторов каналов нет опыта и средств для формирования качественного контента с хорошей картинкой и звуком. Они ограничиваются студийной съемкой, где функции студии выполняет квартира или арендованный офис.
Как телевидение приходит на YouTube?
Большие медиакомпании поняли преимущества видеоплатформы с первых месяцев ее существования. К ним относится расширение аудитории, возможность увидеть обратную связь и обработать аналитические данные для улучшения работы. Поэтому были созданы официальные каналы YouTube для продвижения своих медиапродуктов.
Телевизионные компании используют главное преимущество – зритель может пересмотреть программу, выпуск новостей или передачу в удобное время. Информационный контент используется дважды – в телевизионном эфире и на YouTube. Для второго ресурса компании не нужно вкладывать средства для создания и популяризации. Помимо расширения аудитории появился дополнительный источник дохода.
«Обратная сторона медали» такого слияния – использование YouTube-каналами телевизионного контента. Это могут быть телепередачи, документальные фильмы. Нередко причиной создания ролика блогером становиться информационный повод – обсуждение передачи или новости.
Фактически происходит постепенное слияние телевидения и YouTube в общее информационно-развлекательное медиапространство. Насколько удачным будет подобный симбиоз – покажет время. Часть программ, например – «Вечерний Ургант», пользуются большой популярностью у пользователей YouTube.
Рассмотреть можно пример Юрия Дудя. На одном из интервью он сказал: «Я не ожидал такого эффекта, все затевалось с простой целью — отточить скиллы интервью не о спорте».
Почти 20 лет он строил классическую карьеру журналиста: старшеклассником начал работать в газете «Известия», в 2007 году ушел в журнал «PROспорт». В 2011–2013 годах Дудь вел программу «Удар головой» на «России 2», в 2015–2017 годах делал шоу «Культ тура» для «Матч ТВ». Но после ухода спонсора в январе 2017-го шоу закрыли.
Дудь говорит, что изначально «делать на этом бабки» не собирался и был готов уйти в минус, но вышло иначе: канал приносит «в разы» больше денег, чем основная работа на Sports.ru. «Главное все равно здесь,–добавляет Дудь, обводя рукой редакцию Sports.ru,–какой бы хайп не вызывал «вДудь» и сколько бы кеша он ни приносил». Время на канал приходится выкраивать из сна, на выпуск уходит 12–14 часов.
Взрыв интернет-популярности Дудь объясняет просто: он стал поставщиком контента, которого в YouTube не было и который по содержательности соответствует ведущим медиа. «Интервью — это обилие эмоций, фактов и всего остального. Раньше аудитория YouTube думала, что это максимально дежурный, ритуальный жанр. Поэтому для местных зрителей это как минимум необычно», — считает он.
Дудь получает предложения возобновить карьеру на телевидении, но отказывается: «хочется делать программу, для которой достаточно пары помощников». У телевидения есть плюсы — эмоции и бешеный адреналин на площадке, признает журналист. «У тебя челлендж — сделать так, чтобы не было скучно”.
Ситуацию с противостоянием YouTube и телевидения можно сравнить с конфликтом семидесятилетней давности. В начале развития телевизионных каналов пророчили упадок и закрытие театров: зачем ходить на спектакль, если его можно посмотреть в домашней обстановке? Но этого не произошло, был небольшой спад посещаемости театров, однако со временем положение стабилизировалось.
То же самое сейчас происходит с телевидением и YouTube-ом. Блогеры создают авторский (и не обязательно журналистский) контент на платформе YouTube. Медийные компании уже сейчас пересматривают подходы в работе – появляются новые идеи для программ, все больше блогеров из YouTube можно увидеть в телепередачах.