Как формировался стиль режиссера
Хаяо Миядзаки с самого детства любил рисовать и мечтал стать мангакой (художник, рисующий мангу), вдохновляясь работами Содзи Ямакавы («Исаму — мальчик из пустыни») и Осаму Тэдзуки («Новый остров сокровищ», «Песня Аполлона»). Последний, как и Миядзаки, внес значительный вклад в становление японской анимации. Именно произведения Осаму Тэдзуки вызывали у Хаяо неуверенность в своих первых работах — их часто сравнивали, а потому будущий аниматор занялся поисками собственного уникального стиля.
На манеру режиссера влияли не только мангаки: в 17 лет Миядзаки пошел в кино, где увидел анимационный фильм «Легенда о Белой Змее» (Hakujaden, 1958). Лента настолько поразила его, что Хаяо тут же понял, что хочет стать аниматором. «Легенда» — первый японский цветной мультфильм, который произвел большое впечатление не только на будущего режиссера, но и на всю страну. Миядзаки привел в восторг образ сильной главной героини, который в будущем повлияет на характеры его персонажей: от Ситы в «Небесном замке Лапута» до Сан в «Принцессе Мононоке».
«Легенда о белой змее» / Toei Animation
Хаяо реализовал мечту и получил должность художника-фазовщика на студии Toei Doga. Но тяжелые условия труда практически заставили Миядзаки бросить детскую мечту и начать искать себя в другой профессии (еще до создания студии Ghibli). Но судьба остановила его: в 1964 году будущий режиссер попал на показ мультфильма Льва Атаманова «Снежная королева» (1957), который проводил профсоюз компании. Работа Атаманова навсегда изменила представление Миядзаки об анимации. Позже плакат с мультфильмом появится в музее студии Ghibli с подписью: «Моя судьба и мой любимый фильм».
«Если бы я не увидел “Снежную королеву” во время показа фильма, организованного профсоюзом компании, — писал Миядзаки, — я искренне сомневаюсь, что продолжил бы работать аниматором».
«Снежная королева» / Союзмультфильм
Анимация
В своих работах Миядзаки старался максимально отойти от стиля компании Disney (хотя обожал мультфильм Атаманова, который на него ориентировался). Отличие от американских коллег радикальное: у работ Хаяо более насыщенная визуальная составляющая и совсем другая динамика. Почему так? Дело в том, что, когда режиссер только начинал свой путь в профессии, у японской анимации был довольно низкий бюджет. Американцы использовали 24 кадра в секунду, каждый рисуя от руки — это занимало довольно много времени. Японцы, чтобы сэкономить, использовали только 12 кадров, поэтому процесс шел гораздо быстрее. Из-за меньшего количества кадров тонко анимировать лица не получалось, да и фигуры были менее реалистичными. Тут Миядзаки и проявлял смекалку. Так, в «Унесенных призраками», когда Тихиро испытывает отвращение при появлении «Бога помоек», ее волосы встают дыбом и пушатся. Яркая деталь, привлекающая внимание, которая неоднократно появлялась в работах режиссера и стала его фирменной фишкой.
«Унесенных призраками» / студия Ghibli
Художественные способности у будущего великого режиссера проявились еще в детстве. Страсть к нарисованному и выдуманному стала не только следствием неординарных творческих амбиций мальчика, но и необходимостью. Потребность сбегать в воображаемые миры возникала, возможно, в том числе из-за семейного кризиса, связанного с тяжелой болезнью матери, которую дети очень любили. Еще когда мальчик учился в школе, стало понятно, по крайней мере его старшему брату, что Хаяо особое внимание уделяет деталям и мелочам. Именно эта способность мыслить не широкими мазками, а скрупулезным штрихами, станет одной из отличительных особенностей картин студии Ghibli и творческого метода Миядзаки в частности. Его анимация поражает точностью, глубиной и самостоятельностью фона. Благодаря объемности изображения создается впечатление, что действие мультфильма разворачивается не в рамках кадра или экрана, а простирается гораздо дальше и шире. Такое всепоглощающее включение зрителя в пространство истории создает ощущение реальности всего происходящего.
«Мой сосед Тоторо» / студия Ghibli
Буколические пейзажи, будь то «Мой сосед Тоторо», «Ветер крепчает», «Ходячий замок» или начальные сцены мультфильма «Унесенные призраками», а также морские картинки побережья в картине «Рыбка Поньо на утесе» и «Порко Россо» — мир, который создает, а потом отрисовывает Миядзаки, не оглушает нас нереальностью, выдуманностью или отрешенностью. Аккуратная детализация и проработка мизансцены каждой истории в какой-то степени помогает соотносить себя с тем, что видишь, ощутить спокойствие, благодаря именно возможности получше разглядеть первый и второй план и фон. Ведь страх и дискомфорт чаще всего внушает неизвестность.
«Ходячийй замок» / студия Ghibli
Миядзаки стал аниматором в 22 года, хотя в тот период все еще сомневался, что его призвание именно анимация, а не манга. Хаяо поражал окружающих своей страстью к бесконечному движению вперед. Его коллеги-аниматоры, заставшие Миядзаки в то время, описывали его как «человека, который недоволен, если не летит со скоростью света». Тема полета неотступно кочует из работы в работу. Для Миядзаки сила анимации заключается среди прочего и в том, что ты можешь нарисовать и оживить что угодно. В реальном мире человек, скованный силами гравитации и законами физики, вынужден передвигаться по земле на своих двоих, завидуя свободе птиц, парящих в небе. В нарисованном же мире этот самый человек способен воспарить и преодолеть самые большие расстояния за считанные минуты.
«Ходячийй замок» / студия Ghibli
Темы творчества:
Взросление и старение
Особое место в работах Миядзаки занимает тема взросления. Прощание с детством сопровождается страх Один из самых запоминающихся и, возможно, пугающих эпизодов в фильмографии Миядзаки — превращение в свиней родителей главной героини мультфильма «Унесенные призраками». Семья выходит из таинственного туннеля. Они оказываются в удивительном месте: вроде город по всем признакам обитаемый, но в нём не хватает жизни. Родители заходят в ресторан, опьяненные удивительным ароматом еды. Здесь нет обслуживающего персонала, поэтому они сами берут различные блюда. Но каждый, кто знаком с законами сказки, понимает, что в волшебных местах нельзя самовольно брать еду. Их дочка Тихиро не решается есть, потому что, видимо, чувствует, что в этом месте нельзя вести себя так, как привыкли не очень-то воспитанные взрослые. Она уходит осмотреться, но когда возвращается, обнаруживает, что родители превратились в огромных свиней и сонно лежат на земле в полуобморочном состоянии после чересчур плотного обеда, не подавая хоть каких-то признаков человечности. В волшебных мирах сказочника Миядзаки дети ориентируются гораздо лучше взрослых.
«Унесенные призраками» / студия Ghibli
Расставание с родителями, потеря семьи — один из детских апокалипсисов, трагедия и травма, которые могут в корне изменить мир ребенка. В «Моем соседе Тоторо» две девочки тяжело переживают болезнь матери, в «Небесном замке Лапута» главный герой — сирота, ищущий близких людей, которые могли бы заменить ему настоящую семью. В «Унесенных призраками» всё путешествие Тихиро базируется на желании спасти родителей. На примере образа главной героини хорошо видно, как Миядзаки относится к современным детям. Можно подумать, что поначалу и сама Тихиро раздражает аниматора: она капризничает, постоянно плачет и канючит. Ее трансформация происходит через тяжелый физический труд в купальнях, дисциплину, умение быть доброй к другим, принятие себя и чужих особенностей, готовность смело встречать вызовы судьбы, а не впадать в истерику в очередной сложной ситуации. Таким было одно из посланий этого мультфильма, которое Миядзаки адресовал своим маленьким зрителям. Но не всё так однозначно. Стоит заметить, что одна из трактовок скрытых смыслов мультфильма — рассуждение о проблеме эксплуатации детского труда, когда взрослые взваливают на плечи ребенка непосильную работу, с которой ему приходится справляться. Но при разговоре о многослойном произведении, как и в жизни, каждый зритель выбирает сам, какую сторону занимать. ахами и тревогами, которые герои должны преодолеть, чтобы вырасти.
Несмотря на решительные действия Тихиро, тяжесть происходящего чувствуется: Миядзаки передает тоску ребенка через образы и окружение. Когда девочка на балконе вместе с соседкой ест булочку «Ан-пан» и едва сдерживает слезы, впереди простирается бесконечный темный океан, сливающийся с синим небом — символ тоски. А огни впереди — надежды.
«Унесенные призраками» / студия Ghibli
Еще один яркий образ — Безликий. Темный дух с белой маской, которого девочка впускает в бани, символизирует ее страх перед брошенностью и одиночеством. Пустота Безликого отражает внутренний кризис девочки, а его ненасытность (деньгами, едой и даже гостями) — ее потребность «накормить» свое одиночество, заполнить его. Безликий принимает Тихиро за свою: она понимает его и пускает в здание, но пути их расходятся, когда девочка осознает неуемность духа и отказывается от золота, которое тот предлагает, и находит способ усмирить Безликого. Так она отвергает страх одиночества и обретает союзника. Как и одиночество, Безликий всюду сопровождал Тихиро.
«Унесенные призраками» / студия Ghibli
Следующая ступень взросления — избавление от страхов и обретение любви путем возвращения печати Юбабы и личности дракона Хаку (который тоже потерял и ищет себя). Преодоление страхов позволяет Тихиро повзрослеть не столько внешне, сколько внутренне: заходя в мистический город, девочка крепко сжимала руку матери и пряталась за ее спиной, а выходя из него, самостоятельно пересекает метафорический мост из детства во взрослую жизнь. А самое главное — она не оглядывается назад.
С похожими проблемами сталкивается не только Тихиро: через трудности принятия взрослых решений и преодоления кризиса проходит Сита из «Небесного замка Лапута» и Кики из «Ведьминой службы доставки». Сита рано теряет родителей и в одиночку пытается спасти летающий остров, а Кики начинает самостоятельную жизнь и борется с апатией и кризисом, будучи подростком.
А что со старением? Здесь отношение Миядзаки кардинально меняется. Режиссер преподносит старость не как нечто ужасное: все болит, память уже не та, да и красота куда-то делась. Над этими проблемами он иронизирует. Например, Софи из «Ходячего замка», неожиданно превратившись в старушку, познает все прелести преклонного возраста. Спина хрустит, не разогнешься, а с лицом-то что? Но бабуля активно орудует метлой в замке Хаула, влюбляется и иронизирует над происходящим (кто бы на ее месте так спокойно отнесся к проклятью?). Снаружи Софи — старушка, внутри — молодая девушка. И дело не в проклятии, именно так видит старение сам режиссер: «Меняется ли человек в 18 или 60 лет? — говорит Хаяо. — Я считаю, что человек остается прежним».
«Ходячийй замок» / студия Ghibli
В преклонном возрасте есть место для любви, как у Софи, искреннего интереса к своему делу, как у Дядюшки Пома в исследовании пещер, и странных авантюр как у пирата Доры из «Небесного замка Лапута». Возраст — это лишь цифра. Наслаждаться жизнью можно когда угодно. После превращения в старушку Софи находит смысл жизни и радуется каждой мелочи.
Взаимодействие человека и природы
С самых ранних работ Миядзаки говорит о разрушающем взаимодействии природы и человека. В «Летающем замке Лапута» герои приземляются на остров и случайно накрывают гнездо малиновки летающим средством. Робот, который следит за садом и животными в Лапута, бережно освобождает гнездо, чтобы птицы вернулись к детям. Режиссер делает акцент на переживаниях героев за судьбу птенцов и роботе, бережно относящемся к флоре и фауне. Сита и Пазу сильно переживают из-за вторжения в мистическую природу острова. Люди, одержимые жаждой наживы, напротив, не обращают на нее никакого внимания, разрушают и грабят. В конечном итоге остров освобождается от «техники», оставляя лишь ядро — дерево пропадает в облаках. Миядзаки как бы говорит: если человек не умеет бережно относиться к природе, то ему в ней нет места.
«Небесный замок Лапута» / студия Ghibli
В аниме «Мой сосед Тоторо» режиссер акцентирует внимание на Японии, в которой человек и природа находятся в постоянном взаимодействии: фермы, деревенские жители, горы, возделывание почвы. В работе нет наставлений или поучительных моментов, но пейзажи и обстановка поселяют в зрителе ощущение утраты гармонии с окружающим миром, которое лейтмотивом проходит во всех проектах мастера.
«Мой сосед Тоторо» / студия Ghibli
В «Принцессе Мононоке» потеря чувствуется еще глубже, она становится ядром сюжета. Человеческая жадность, культура потребления, неумолимое движение к прогрессу под предводительством госпожи Эбоси разрушили естественный мир, поэтому природа вынуждена дать отпор. Безмолвным жертвам людей Миядзаки дает голос: духи леса и животные наконец могут постоять за себя, с помощью Сан. Медленное возрождение духов леса в конце — надежда на отказ людей от разрушения в пользу гармонии и восстановления мира.
«Принцесса Мононоке» / студия Ghibli
Сильные женские персонажи
Большая часть главных героев аниме Миядзаки — девушки. Его работы наполнены сильными женскими персонажами, не только находящимися наравне с мужчинами, но и превосходящими их в смелости и упорстве.
«Во многих моих фильмах есть сильные женские персонажи — смелые, самодостаточные, которые борются за то, во что верят всем сердцем, — говорит Миядзаки. — Им нужен друг или сторонник, но никогда спаситель. Любая женщина способна быть героем, как и мужчина».
Режиссер часто выступает с критикой аниме-индустрии за излишнюю сексуализацию и стереотипность женских персонажей. Сам он тоже демонстрирует красивых женщин, но с большим уважением и долей отстраненности. Например, мадам Салливан из «Ходячего замка» или Навсикая из «Навсикая из долины ветров». В первую очередь мы слышим их голос и видим характер, а уже потом детально рассматриваем внешний вид.
Мадам Салливан
Навсикая
Девушки в аниме Хаяо появляются не в качестве дополнения к главному персонажу: даже на второстепенных ролях женщины обладают яркими характерами и устойчивыми целями. Например, суровая и деятельная предводительница пиратов Дора в «Небесном замке Лапута» или великолепная певица Джина из «Порко Россо».
Пират Дора
Певица Джина
Женщины в работах аниматора меняют ход истории, оказывают большое влияние на персонажей, способны на исцеление силой своей любви. Это и Фио из «Порко Россо», которая возвращает Порко человеческий вид; и Тихиро из «Унесенных призраками», вернувшая Хаулу его имя; и Софи из «Ходячего замка», нашедшая сердце Хаула; и Сан из «Принцессы Мононоке», защищавшая лес от людей практически в одиночку.
Инженер-авиастроитель Фио и Порко
Отважная Тихиро и Хаку
Даже в более легких лентах, как «Ведьмина служба доставки», главные женские персонажи упорные, демонстрирующее профессионализм в своей области (как художница Урсула или пекарь Орсоно). А ведьма Кики, теряя способность к полетам, находит поддержку не в любовном интересе, а у сильной опытной Урсулы.
Художница Урсула и юная ведьма Кики
Пацифизм
Миядзаки ненавидит войну. Он застал те ужасающие последствия, которыми полнился мир после трагедии Второй мировой. Его семье не раз приходилось эвакуироваться, в какой-то момент они жили в Уцуномии, промышленном центре Японии, впоследствии этот город был подвергнут массированной бомбардировке. Бомбы «принесли» самолеты. Этого эпизода хватило с лихвой, чтобы мотив войны надолго закрепился в творчестве Миядзаки. Например, в «Порко Россо» главный герой — отважный летчик и герой Первой мировой. Он разочаровывается в людях после всех увиденных на полях сражений ужасов. Эта внутренняя трагедия становится для него жизненным проклятием, из-за которого он и сам теряет человеческий облик и превращается в свинью. Теперь он дистанцировался от людей не только внутренне, но и внешне. К слову, сам Миядзаки свиней любит. Они уж точно не предадут планету и находятся в полной гармонии с природой, чего так не хватает нам.
«Порко Россо» / студия Ghibli
Награды
11 марта 2024 г., на 96-й церемонии вручения премии «Оскар», которая прошла в Лос-Анджелесе, анимационный фильм Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица» получил главную награду в категории «Лучший полнометражный мультфильм». Об этом сообщается на сайте кинопремии.
«Мальчик и птица» / студия Ghibli
Это второй «Оскар» японского аниматора, однако самого Миядзаки на церемонии награждения не было. Первый «Оскар» мультипликатор получил в 2003 году за мультфильм «Унесенные призраками». Он также был дважды номинирован на премию за «Ходячий замок» и «Ветер крепчает» в 2006 и 2014 годах соответственно.
В январе 2024 года мультфильм Хаяо Миядзаки «Мальчик и птица» получил «Золотой глобус» в категории «Лучший анимационный фильм». Это был первый «Золотой глобус» в коллекции наград Хаяо Миядзаки и студии Ghibli.
Источники:
1. https://animationschool.ru.
2. https://blog.okko.tv.
3. https://dzen.ru.
4. https://mel.fm.
👍
👍
Хаяо Миядзаки – гений нашего времени. В детстве папа показал мне аниме «Принцесса Мононоки» и после этого я влюбилась в его анимации. Отличный и наполненный материал!