Человек – самый развитый разум на Земле, каждый день придумывает что-то новое, пытается помочь нуждающимся и сохранить мир. Но все ли люди таковы? Все придерживаются таких установок или кого-то от истинного я сдерживают барьеры и общество? Найти ответы на эти вопросы в 70-х годах решила сербская художница — Марина Абрамович.
Для начала давайте выясним, что из себя представляет термин перформанс?
Перформанс возник в 60-х как протест живописи. Иными словами – это форма изобразительного искусства, в котором произведения составляют действия художника или группы в определённом месте и времени. К перформансу мы можем отнести любую ситуацию, при условии, если в ней присутствуют четыре базовых элемента:
- время;
- место;
- тело художника;
- отношения художника и зрителя
Перформанс мы можем сравнить с театральным искусством, но в отличии от постановок в театре для него в качестве сцены художник выбирает самые неожиданные места, а зрители зачастую участвуют в представлении.
За всю свою жизнь Марина провела 12 всемирно известных и шокирующих акций, за что стала называться «бабушкой искусства перформанса». При жизни Марина Абрамович заявила:
«Я хочу стать произведением искусства по крайней мере перед тем, как умру».
Её искусство всегда было провокационным и местами жёстким. В одном из экспериментов художница решила проверить: как далеко может зайти человек, если снять все запреты? Она бросила вызов не только себе, но и публике. Марина Абрамович говорила, что для неё боль и кровь не более чем средство художественного выражения. Она утверждала, что физическая боль — это способ зафиксировать и обозначить своё присутствие в мире, способ почувствовать себя живой.
Перформанс «Ритм ноль» прошёл в выставочном центре в Неаполе. Марина Абрамович выложила перед собой на стол 72 предмета: от молотка с пистолетом до акварельных красок. Всем этим можно было воспользоваться относительно Марины как для того, чтобы доставить удовольствие, так и для того, чтобы сделать больно. Автор поставила табличку с надписью:
«Инструкция»
На столе 72 объекта, которые вы можете использовать так, как хотите. Перформанс. Я — объект. В течение этого времени я беру на себя полную ответственность. Продолжительность: 6 часов.
Поначалу эксперимента люди боялись подходить к Марине Абрамович, а если и решались, то дарили цветы, которые были на столе, или целовали. Однако спустя время зрители осознали, что отсутствует наказание за содеянное в отношении к девушке, полная свобода вскружила голову: подходили и поднимали ей руки, вовсе меняли положение девушки. Один мужчина переступил все границы, взяв лезвие и сделав надрез на шее у Марины. Участники перформанса разделились на две группы: одни вредили девушке, другие старались облегчить её страдания. Но со временем насилие только ожесточалось. Девушку раздевали и даже подвергли всяческим домогательствам. К счастью, перформанс не был доведён до конца: охрана здания остановить эксперимент, когда один из посетителей взял пистолет и навёл на художницу. Девушка утверждает, что с лёгкостью могла нажать на курок:
«Когда ты входишь в состоянии перформанса, ты можешь заставить собственное тело делать такие вещи, которых совершенно точно не сделал бы в нормальном состоянии»
Она со страхом вспоминает:
«Сначала зрители очень хотели со мной поиграть. Потом они становились все более агрессивными, это были шесть часов настоящего ужаса. Они отрезали мне волосы, втыкали в тело шипы роз, резали кожу на шее, а потом наклеили пластырь на рану. После шести часов перформанса я со слезами на глазах голая пошла в сторону зрителей, отчего они в буквальном смысле выбежали из комнаты, так как поняли, что я «ожила» — перестала быть их игрушкой и начала сама управлять своим телом. Я помню, что, придя в отель в этот вечер и посмотрев на себя в зеркало, я обнаружила у себя прядь седых волос».
Марина Абрамович стала объектом эксперимента для того, чтобы обнажить человеческую природу, показать: за маской вполне нормального и адекватного человека может скрываться страшная и жестокая личность. Некоторые люди становятся одержимы свободой своих действий настолько, что их не остановит тот факт, что они издеваются над таким же человеком, как и они. Данный эксперимент был проведён дважды, и оба раза находились те, кто теряет голову и физически и морально уничтожал девушку.
Выводом из перформанса является то, что людям стоит научиться контролироваться себя и понять: не один человек не имеет права вредить другим, тем более лишать кого-то жизни ради смеха.
Ксёнда Анастасия