“Феминистки всё испортили! Раньше было лучше: сидели бы сейчас дома, готовили печеньки да создавали уют”.
Давайте отбросим идеализированный образ домохозяйки и развеем миф о роли женщины в прошлом.
Женщины тяжело работали всегда: в полях, домах или на заводах. Преимущества имели лишь представительницы высших сословий, которых во все времена было меньшинство. Но и те не обладали правами и были полностью зависимы от своих мужей. После прочтения вы вряд ли захотите оказаться на месте любой из них.
Крестьянки.
В русской деревне «бабы» выполняли не только «женские» дела, в которые мужья не вступались, но и традиционно «мужские» работы, все виды службы.
В обязанности женщин входили топка печи и уборка избы, весь уход за детьми и приготовление пищи были также на них. Огромные силы уходили на заботу об огороде и скоте. За лошадьми должны были ходить мужчины, остальными животными занимались женщины: коровы, телята, овцы, свинья, козы, гуси и куры. Только представьте себе масштабы.
Женщины самостоятельно обрабатывали лен, изготавливали нити, шили одежду на всю семью. Это была монотонная и огромная физическая нагрузка. Зимой на ткачество уходило по 8 часов в день, от других работ они не освобождались.
Наравне с мужчинами их отправляли отрабатывать барщину. В книге «Крестьянский вопрос в России во второй половине XVIII и первой половине XIX века» В. И. Семевский описывал:
В ригах, где трудились преимущественно женщины, работы продолжались до поздней ночи; барский хлеб жали иногда даже по ночам. <…> Строительные работы в имении Брискорн состояли в постройке церкви и фабрики. На них и при выделке кирпича большинство рабочих составляли женщины; работали по урокам с утра до ночи; выгоняли на работу женщин с грудными детьми и беременными на сносях. Последние не избавлялись от побоев, несмотря на свое положение, так что бывали случаи выкидышей; матерей били за то, что во время работ они кормили детей грудью.
Работа в поле в сезон была основной. Косили луга и собирали сено все. В диссертации «Женский труд в крестьянском хозяйстве центрального черноземья (60-е г. XIX – начало XX вв.) автор В. Г. Лаухина писала:
Труд женщин применялся при выполнении различных сельскохозяйственных работ. Основная женская работа в поле осуществлялась крестьянками-работницами, а в качестве вспомогательной силы использовались полуработницы.
Применяемый как вспомогательная сила в период пахоты и посевной, женский труд выходил на передний план в период жатвы. Именно женскими руками осуществлялись основные операции по сбору хлебов.
В период страды без женского труда крестьянские хозяйства не смогли бы осуществить в краткие сроки большой объем работы по сбору урожая. Крестьянки жали серпами, изготавливали свясла, вязали снопы, складывали снопы в крестцы для просушки.
Если по каким-то причинам в период жатвы женские руки были не востребованы в своем дворе, они использовались в качестве наемных в других хозяйствах.
Активно привлекался женский труд при обработке зерна. Крестьянки участвовали в молотьбе и веянии хлеба как ручным способом, так и с применением машин.
Прислуга.
В период Викторианской Англии возможность нанимать прислугу появилась у среднего класса. Вырос спрос на «служанок за всё», которые выполняли самую разную работу за низкую плату. Так, ради крыши над головой, в чужие дома девочки отправлялись с ранних лет.
Горничные в неудобных, длинных, но дешёвых платьях, сидя на коленях, немало часов полировали коридоры и лестницы. Несколько раз на день им приходилось в этой же позе протирать ступеньки мелом. Это часто приводило к болезни – бурсит горничной, при которой опухала передняя часть колена.
Каждое утро служанки занимались чисткой каминов, готовили еду на всю семью и прислугу.
Некоторые специализировались на стирке. Прачки ежедневно вдыхали едкие пары специальных жидкостей, жили в сырости, их руки и ноги постоянно были мокрыми. Оттого женщины часто болели, бывало, тонули во время полоскания. К ним относились негативнее всех.
Работу нужно было выполнять не попадаясь на глаза хозяевам, поэтому слуги вставали в 5 утра. Без выходных они трудились до 10 вечера, а летом, в период развлечений и балов, уходили спать далеко за полночь.
Доход служанок составлял от 6 до 20 фунтов в год в зависимости от должности. 1 фунт XIX века примерно равняется £70 современным. На эти деньги люди могли позволить себе, например, 6 бутылок шампанского.
Свой опыт в дневнике описывала Ханна Калвик. В 14-летнем возрасте она уже присматривала за 8-ю детьми, должна была «начистить всем башмаки, прибраться в огромных детских, длинном коридоре и на лестнице, приготовить еду им и нам [другим слугам]… натаскать воды для купанья и разжечь огонь, уложить всех детей в постель и на следующий день умыться и одеться к восьми часам утра». В 1856 году, когда ей исполнилось 23 года, она была «служанкой за всё» в Лондоне. «Я получала 16 фунтов в год… деньги на пиво и вдобавок чай… чистила башмаки и ножи… Я крепко спала на кухне, на старой кровати с соломенным матрасом».
Швеи, портнихи и модистки.
Профессия швеи долгое время считалась единственным одобряемым видом заработка для женщин, несмотря на всю сложность. В ателье и цехах обычно работали с 7 утра до 11 вечера за копейки. В зависимости от сезона портнихи могли сидеть несколько месяцев без заказов или, наоборот, трудиться до изнеможения. В течение нескольких месяцев в году они шили по 18–20 часов в сутки, чтобы обеспечить богатых женщин одеждой по моде. Большинство работниц не могли продержаться на рынке более 4-х лет из-за физической нагрузки.
Если девушка брала индивидуальные заказы, заработок приходилось тратить ещё и на аренду швейной машинки, нитки и прочие принадлежности. Денег не хватало даже на еду, поэтому многие уходили в проституцию. В 1843 году в газете «The Times» появилась статья про швею, которая заложила платье заказчицы, чтобы купить еды своему голодающему малышу. Два месяца спустя другая портниха убила своего ребенка и покончила с собой.
С появлением фабрик условия труда стали еще жестче. Женщинам явно недоплачивали. Так в Канаде заработная плата швеи в конце XIX века колебалась от $1,50 до $4 в неделю, а стоимость жизни составляла $4 в неделю. При этом работницы продолжали закупать расходные материалы за свой счёт. Зарплата мужчин той же должности составляла $10,15.
Шахты.
Да, девушки работали и в шахтах. С 6 утра до 6 вечера они доставляли уголь из-под земли наверх. Крепили один конец цепи к телеге, второй обматывали вокруг талии и ног, а затем на четвереньках тащили всю конструкцию. Поднимали тяжёлые мешки и корзины. Никаких допустимых норм нагрузок не существовало.
Для сравнения: по Трудовому кодексу РБ предельно допустимая масса груза при подъёме и перемещении вручную для женщин — 7 кг.
В узких туннелях было слишком жарко, поэтому ходили обычно в одних панталонах и с оголенной грудью. Этим фактом общество Великобритании было очень возмущенно, так после 1842 года женщинам разрешалось работать только на поверхности, где они сортировали уголь.
В дореволюционной России к подобным работам женщины не допускались вообще. Однако закон обходили: дополнительный труд был экономически выгоден для обеих сторон.
После 1917 года в стране началась стремительная индустриализация, в связи с чем женский труд больше не ограничивали, а наоборот.
В годы ВОВ, когда большая часть мужчин была мобилизована, женщины составляли до 86% коллективов шахтёрских бригад в СССР. Общее число работниц превышало 245 тысяч. В 1944 году женщины-шахтёры дали клятву: «Каждый день выполнять 2 нормы: за себя и за воюющего или погибшего». Зимой этого же года Мария Гришутина установила рекорд: за смену нарубила 40,6 тонны угля — это примерно 11,5 мужских норм. В дальнейшем она стала начальницей добычного участка.
Заводы и фабрики.
С приходом промышленной революции количество рабочих мест увеличилось в десятки раз. Невиданный скачок в развитии технологий и производства произошел за счет эксплуатации низших слоев населения. Буржуи охотно набирали женщин и детей как дешевую рабочую силу. В 1850 г. ими на четверть были укомплектованы предприятия США. Число отраслей производства с преобладающим женским трудом постоянно возрастало. На одних только текстильных фабриках Англии в 1851 году находилось около 385 тысяч женщин всех возрастов. «Всех возрастов» – это с раннего детства, с 6 лет.
Условия труда оставляли желать лучшего. Рабочий день большинства насчитывал больше 12 часов. Перерывов и обедов практически не было. Никаких мер по предотвращению негативного воздействия внешней среды на организм не принималось. Ежедневное влияние высоких температур, контакт с различными химическими веществами и монотонные физические нагрузки приводили к массовой заболеваемости и высокой смертности рабочих.
Тем не менее привыкшие к тяжелому труду девушки, приезжавшие из бедных деревень в города, чаще были довольны своим новым положением. Появившаяся благодаря индустриализации возможность работать вне дома ослабила зависимость женщины от отца или мужа. Дж. М. Тревельян замечает: “Женщины, которые шли работать на фабрики, хотя и теряли некоторые ценные преимущества своей прежней жизни, зато обретали независимость. Деньги, которые они зарабатывали, были их собственными. Фабричная работница занимала определенное экономическое положение, которое с течением времени стало возбуждать зависть других женщин”.
Труженица из Массачусетса Люси Энн в своем письме домой писала: “Я скопила денег на образование, и разве я не имею права на это? Или я должна отправиться домой и, как примерная девочка, отдать деньги отцу в руки, а значит, распрощаться с моими кровными сбережениями?”
В части 2: истоки мифа.
Фото: wikipedia.org
Очень полезный материал! Вы молодец, проделали большую работу 💪
Спасибо!