Сергея Есенина называют великим поэтом яркой литературной эпохи Серебряного века. Его творчество можно разделить на два периода. До 1922-го года – в его творчестве преобладали весёлые, жизнерадостные произведения, а с 1922 и до его кончины (при весьма странных обстоятельствах) в 1925 году были написаны «Небесный барабанщик», «Страна негодяев», «Пугачёв», «Черный человек», несущие на себе отпечаток непростого жизненного пути, поиска своего места в новом государстве. Он обладал настоящим литературным талантом, по его стихам можно проанализировать весь творческий путь.
Когда я читаю Есенина, мне сразу же вспоминается Александр Блок. У Есенина прослеживается позаимствованная интонация и сами стихи, которые легко можно процитировать. Ранний Есенин затрагивал простые и лёгкие темы: описание природы, крестьянскую жизнь, любовь к женщине и своей Родине. «Мы поклялись, что будем двое // И не расстанемся нигде» Но уже потом можно заметить, что простые пастушьи стихи постепенно уходят на второй план и перед нами уже предстают стихи, поднимающие темы, волнующие московскую и петербургскую интеллигенцию. Конечно, причиной такого творческого дисбаланса явилась революция. Благодаря ей на свет появились такие произведения как «Иорданская голубица», «Пантократор», «Инония». Здесь практически ничего не значит содержание, а главную роль на себя берут музыка и мотив. Страшный вопль, который смешивает суровость и нежность, надрыв и крестьянскую свободу. Начинает он и свободно строить строку – он выходит за размеры ямба, меняет и изменяет слова. Хочу особо выделить поэму «Пугачёв». Это гениальное произведение о невероятной свободе. В монологе Чумакова имеет место быть сильное предчувствие смертельного конца Пугачева:
Что это? Как это? Неужель мы разбиты?
Сумрак голодной волчицей выбежал кровь зари лакать.
О эта ночь! Как могильные плиты,
По небу тянутся каменные облака.
Отметить можно и его драматургию. Она является бесконечным спор писателя с самим собой. Это очень хорошо показано в «Стране негодяев». Здесь присутствует характерное слияние ритма и метра, слияние ритма и темперамента.
Последнее, что мне хочется отметить – поэма «Чёрный человек», которая является единственным поздним литературным шедевром. Страшное содержание поэмы смешивается с бредом и кошмаром. Увеличивают это многократные повтор:
Черный, черный
Черный человек
На кровать ко мне садится,
Черный человек
Спать не дает мне всю ночь.
С каждой следующей прочитанной буквой замечаешь, что становится всё холоднее и страшнее…
Сейчас стихотворения Сергея Есенина живы в песнях и его популяризация в разных видах искусства постоянно растёт. Значит это непросто так. «И в современный мир он кричит нам из прошлого»