Сейчас граффити можно заметить почти в каждом дворе, но что означают эти рисунки? Зачем они вообще нужны? Они уродуют город или украшают его? Поговорили с граффитистом под ником Ind и с урбанистом, чтобы разобраться в вопросе. А ещё нашли для вас много примеров крутых граффити. Enjoy!
Что вообще такое граффити
То, что большинство людей понимает под граффити, делится на две категории:
- Буквы и шрифты (классические каракули, которые можно найти везде в городе).
- Молодёжное движение (ближе к искусству).
Классическое американское граффити — это соревнование райтеров (люди, которые рисуют граффити), кто сможет нарисовать больше тэгов (никнейм художника) в самых классных местах города. Это первая категория. Ко второй относятся те, кто занимаются стрит-артом и самовыражаются через него. Самый знаменитый пример — Бэнкси.
Стрит-арт можно назвать отдельным видом искусства, который существует только на улицах (хотя на Западе его уже начинают показывать и в музеях). Здесь нет правил, связанных со стилем, в отличие от «обычных» граффити. У стрит-арта идея, цель и актуальность работы важнее стиля. Без них рисунок можно считать пустым.
Уличное искусство не ограничивается картинами на стенах. Это могут быть стикеры, проекции изображений на домах, инсталляции и так далее. Но классика — это рисунки, сделанные с помощью трафарета. Благодаря Бэнкси они стали популярны по всему миру. В Беларуси тоже есть свои Бэнкси, которые высказываются на волнующие темы. Хороший пример — работы #womaninwhite в Бресте.
Разбираем стили граффити
По словам Ind, в классическом граффити простора для креатива мало: «Возможности свободно выбирать в граффити нет, потому что есть устоявшиеся правила: один стиль — круто, а другой отстой. Так и работает. Например, самый примитивный — тег. Он никакого посыла в себе не несёт, это просто автограф. Пишешь свой «нейм» и делаешь это как можно более прикольно, придерживаешься определённой динамики букв, расположения».
Больше всего тегов в Минске можно найти на улице Октябрьской. Здесь в них буквально всё — от стен до столиков во внутреннем дворе.
Некоторые райтеры считают это базисом граффити-художника. Грамотно оставить свой «нейм» не так уж и просто. Теги обычно делают баллончиками или маркерами, а с ними тяжело построить хорошую композицию. Если райтер хочет нарисовать действительно красивый ник за 10 секунд и убежать (а так делают 99% граффити), то придётся много практиковаться.
Бонусный тег: у некоторых шрифтов можно найти сходство с готическими. Конечно, это не означает, что райтер делает какую-то отсылку на культуру 15-16 века, но выглядит привлекательно.
Дальше идёт бабл стайл, который любят райтеры-новички. Он пузырчатый и рассчитан на скорость, чтобы как можно быстрее сделать рисунок в том месте, где он лучше всего просматривается. Этот стиль подходит любому, кто не умеет рисовать, но очень хочет попробовать.
Чтобы сделать такой рисунок, нужно лишь парой баллончиков с краской контрастных цветов нарисовать округлый толстый контур и закрасить пространство внутри. Часто его применяют для быстрого рисования на оживлённых улицах. Причём достаточно немного наложить буквы друг на друга — и поздравляем, у вас Wildstyle. Вашу надпись не сможет прочитать «непросвещённый», а по-настоящему этим стилем владеют только мастера граффити.
— Есть и более серьёзные работы — куски. Тут уже думаешь больше о цвете, бликах, своих собственных фишках. Кусок — сложный рисунок (чаще всего ник художника, но не обязательно), который требует гораздо больше времени на создание, а это опасно, ведь можно попасться.
Такие работы обычно делают на окраинах города, где можно задержаться на какое-то время. Например, в спальных районах или вдоль МКАДа. Большие куски редко встретишь в самом центре города, разве что во дворах.
Ниже — два особенно хороших примера кусков. Обратите внимание на их размер — для сравнения рядом стоит человек. Причём эти граффити нарисовали без трафаретов, от руки, а линии ровные, как под линейку.
Бонус: антистиль. Название говорит само за себя, а каких-то правил тут нет. Это как музеи современного искусства — каждый понимает работу художника по-своему. Предлагаем заценить два произведения в антистиле. Первый — украинский проект «Screaming of concrete», который, по словам авторов, олицетворяет крики серых бетонных стен.
Вторая работа от анонимного русскогоязычного художника. Мы не знаем, откуда он, но это и не так важно — посмотрите на его граффити в уникальном стиле, который он выдерживает во всех своих работах.
Граффити — это искусство?
— Вопрос очень сложный. Именно чистое граффити, какие-то буквы лично для меня не являются видом искусства. Наверное, потому что есть определённые каноны, которым люди следуют. Игра с граффити очень прямолинейная. Тут нет какой-то свободы размышлений или концепции. Как по мне, это ближе к игре или виду спорта со своими внутренними правилами. Играешь в количество, в стиль. Пытаешься сделать это лучше, чем другие.
Илона Эльяшевич, архитектор, специалист «Минской урбанистической платформы»: «Граффити дают ощущение, что город живёт, в нём есть люди»
— В любом случае граффити — это признак живого города. Особенно в белорусских городах, которые чистые не только из-за отсутствия мусора, но и из-за отсутствия деталей. Самого следа человека в Минске практически не существует. Когда ты наблюдаешь за зданием издалека, а потом подходишь к нему близко, ничего, по сути, не меняется: не хватает фактур, текстур и каких-то деталей. А граффити дают ощущение, что город живёт, в нём есть люди и они могут как-то помечать пространство, показывать своё присутствие в нём.
В то же время это как бы мусор, потому что здания у нас одинаково чистые. Поэтому нет какого-то принципа, где оставлять тег: где смог, там и оставил. Нет различия между поверхностями и плоскостями. Все они будут одинаково закрашены.
Стоит ли бороться с граффити на улицах? Зачастую страдают очень хорошие объекты, и далеко не все граффити — признак высокого искусства. Но бороться с закрашиванием — это не равно бороться с граффити. Один покрасил, другой закрасил. Не борьба, а провокация. Запрети что-то сделать, и ребенок обязательно это сделает. Борьба должна быть в другом: предоставление альтернативных возможностей, когда людям дают выражаться легально с помощью каких-то акций художников, где расставляются стены, на которых можно рисовать. Это не про закрашивание квадратами.