В 21 веке тема равноправия, свободы взглядов и мнений получила широкую огласку. Кого в таком случае будет интересовать чужой уход за собой? Разберемся вместе: имеет ли выражение «следить за собой» гендерную привязку и как оно влияет на жизнь мужской части населения.
Я провела опрос среди молодых людей. В нем приняли участие 74 парня в возрасте от 17 до 23 лет.
– Ваш уход за собой включает в себя маски для лица, мужской маникюр, средства для волос, лосьоны для тела и прочее?
Из результатов следует, что парней, которые используют большее количество уходовых средств, меньше. Почему так? Я задала некоторым дополнительный вопрос, предположив, что причиной могло стать общественное осуждение и непонимание.
– Сталкивались ли вы с какими-либо «едкими» комментариями насчёт ухода за собой? Может, это были шутки от парней или девушек — все, что угодно, что намекало бы на позицию «уход за собой — дело женское».
Никита, 18 лет: «Я часто сталкиваюсь со стёбом насчет бровей. Люди спрашивают: «Ты что, выщипываешь брови?» и воспринимают мой положительный ответ, как нечто из ряда вон выходящее. Иногда от этого становится тяжело на душе. Что такого в том, чтобы убирать волоски с переносицы и ходить без моноброви? Также я порой слышу шутки от друзей по поводу болтушек и кремов, которые наношу на лицо. Бывает, забудусь, и позвоню по видеосвязи другу с белыми точками на лице. Почему-то это всегда вызывает смех и странную реакцию. Не думаю, что кто-то из моих знакомых девушек отреагировал бы так же».
Герман, 19 лет: «Сейчас на меня никто не давит по поводу ухода за собой – раньше случалось. Лично я наношу базовый макияж: ВВ крем, пудра, хайлайтер, подкрашиваю брови. Многие девушки это замечают, но никогда не ставят в упрёк, наоборот, говорят, что я выгляжу классно. Единственные замечания я слышал от папы, но это было в далеком 10 классе, когда я утром и вечером делал уход за лицом: тоник, пенка, крем. Но потом он смирился, видимо, потому что перестал как-либо комментировать мои действия. Это вообще неправильно – давить на любого человека из-за того, что ему хочется ухаживать за собой и за своим лицом».
Никита, 18 лет: «Я использую средства для укладки волос: глину и реже лак. Время от времени пользуюсь тоником для лица, потому что моя кожа имеет склонность быть жирной. Бывает, делаю маску от черных точек. Кажется, это все. Что касается шуток и троллинга, конкретных примеров привести не могу, поскольку давно ничего подобного не слышал. Раньше мужчина, ухаживающий за собой, мог столкнуться с малозначимыми насмешками, сейчас же выглядеть аккуратно стало абсолютной нормой. Знаю, что большинство парней в моем окружении так же следят за волосами и кожей лица».
С уверенностью можно сказать, что гендерный стереотип в данном случае сохраняется. Может, не так часто, но парни в настоящее время подвергаются насмешкам со стороны других парней (реже девушек) по поводу «чрезмерного» ухода за собой. Исходя из этого, у меня напросился следующий вопрос.
– Считаете ли вы «чрезмерный» уход за собой женоподобным?
Среди 11 парней, ответивших «Да», не было ни одного, кто в первом опросе выбрал бы этот же вариант. Зато, как оказалось, многие молодые люди, не использующие дополнительные уходовые средства, не считают «чрезмерный» уход за собой чем-то сверхъестественным.
Я поговорила с теми, кто ответил «Да», чтобы разобраться, почему у них сформировался именно такой взгляд на ухаживающих за собой парней.
Вадим, 23 года: «Как по мне, мужчине для ухода за собой нужна только бритва и мыло. Это все идет из древних времен, наверное. Не мог мужик придумать маску для лица – это факт. Я не считаю применение масок мужчинами признаком женственности, скорее, просто любопытством. Но если это повторяется периодически, то возникает вопрос, реально ли он мужик».
Михаил, 19 лет: «Возможно, не так давно я относился к этому более-менее нейтрально — «Его тело — его дело». Но сейчас пошла, как мне кажется, повальная тенденция на подобные вещи. То есть, какие-то адекватные пределы я считаю допустимыми, мол, если у тебя монобровь, то убрать ее будет вполне понятным решением. Есть блогер один, Андрей Петров. Он маникюр делает, красится, насколько я знаю. Так вот, после него, как мне кажется, все начали возводить мужской уход за собой в какой-то абсолют, что уже не вписывается в мое представление о мире. Начинаю чувствовать себя консерватором».
Павел, 20 лет: «Среди парней постсоветского пространства, как мне кажется, складывалось веками так, что подобные вещи никто по мужской линии не делает. Не делают отцы парней, деды тоже не делали. Соответственно, если парень так делает, то вполне возможно, что он подвергался сильному женскому влиянию. Необязательно мама – это могли быть подруги, которые приучили его к этому. Потому что я не думаю, что парень сам может прийти к такому. Так что мое мнение таково: это может случиться только из-за ориентации и сильного женского влияния».
Общеизвестно, что гендерные стереотипы образов мужчин и женщин дают эффект увеличительного стекла: различия между ними подчеркиваются гораздо в большей степени, чем есть в действительности.
В данном случае происходит примерно то же самое. Образ мужчины парни почему-то возвращают к первобытному, как будто им в 21 веке приходится каждый день выходить на охоту, заниматься тяжелым трудом. Вполне вероятно, что это идет от воспитания – некоторые дети проецируют модель поведения своих родителей. А, как известно, на постсоветском пространстве «настоящий» мужчина обязан был быть кормильцем и опорой – такому мужчине было достаточно вышеупомянутых бритвы и мыла.
Сейчас, анализируя факт осуждения использования элементарных уходовых средств среди парней, можно сделать один вывод: само наличие осуждения сдерживает развитие и мужчин, и женщин. Подобное негативное отношение тормозит развитие личностных качеств, не соответствующих данному стереотипу.
И если мы не задумаемся сейчас, то вряд ли когда-нибудь сможем оставить подобные доисторические издержки в прошлом.