В этом году Национальному академическому драматическому театру имени Якуба Коласа исполняется 97 лет. В нашем городе редко найдётся человек, который ни разу не был на спектаклях коласовцевх. И витебчане, и гости города с удовольствием идут посмотреть на разные по темам и жанрам постановки одного из старейших театров нашей страны.
Наверняка, многие задумывались о том, как создаётся спектакль? Что представляет собой та жизнь театра, которая зрителям не известна, не видна?
Приоткрыть секреты сценического искусства согласился Андрей Жигур, режиссёр-постановщик Коласовского театра, художник-постановщик многих спектаклей на витебской сцене. Ведь создавать на сцене настоящую жизнь — тяжёлый труд.
— Расскажите, Андрей Андреевич, как решается, какое произведение будет ставиться на сцене?
— В каждом театре, у каждого режиссёра всегда есть «копилка» с темами и пьесами, которые хотелось бы поставить. Но есть и такие случаи, когда произведения создаются специально для постановки на сцене.
— Значит, личные предпочтения учитываются?
— Бывает по-разному. Пьесу или инсценировку может предложить театр, но большинстве случаев это делает сам режиссёр. Он же создаёт, собирает постановочную группу: художник, хореограф, композитор, костюмер, иногда звукорежиссер и другие.
— И назначает актёров на роли?
— Да, как правило. Особенно если хорошо знаком с труппой театра. Если же режиссёр абсолютно не знаком — тогда рекомендации даёт художественный руководитель. В крупных проектах бывает что-то похожее на кинопробы.
— Вам как художник-постановщику удавалось убедить режиссёра, например, выбрать другую пьесу, вместо той, которая не понравилась?
— В отношениях между режиссёром и художником это так не работает. Художнику-сценографу нужно научиться любить пьесу, которую предлагает режиссёр. Не всегда при обсуждении находятся какие-то общие взгляды на тему и на литературный материал. Но в процессе творчества можно найти согласие.
— Как вы считаете, что сложнее всего ставить в театре по теме, жанру?
— Сложнее всего ставить хороший спектакль. В любое театральное творчество нужно погрузиться, проникнуться им. Бывает, что с первого взгляда пьеса легка и понятна, но в процессе оказывается, что поставить её сложно. С бытовой точки зрения есть спектакли многочисленные по актёрам, масштабные по декорациям, с многими техническими сложностями. Однако все эти сложности всегда очень интересны! Непросто ставить хорошую драматургию, ведь есть большой груз ответственности. Да и с автором сложно спорить. Его нужно понять, увидеть, что заложено в литературе и донести это до артиста. Не проще и с классикой. Мало какой театр не ставил Шекспира или Чехова… И наш в том числе. Есть великие спектакли, которые задают планку — и это вносит определённые коррективы в постановочный процесс.
— А как насчёт популярных сегодня мистических произведений? Как передать сюрреалистичность происходящего, если зритель прямо перед сценой?
— Мистика – это категория вымышленного, её нужно придумать. А когда придумываешь — есть место для маневра. Не получилось так – попробуй иначе. Сложнее на сцене создать и показать реальную жизнь. Найти с артистом такой способ передачи образа, чтобы персонаж был цельным, за ним интересно было наблюдать и поступки его были логичны – вот основной пласт работы в постановке спектакля.
— Значит, актёр может повлиять на образ персонажа, на его подачу, на жанр спектакля?
— Театр — это сотворчество, и режиссёр, конечно, опирается на артиста. Есть определённый «застольный» период в создании спектакля, когда обсуждаются обстоятельства, темы, смыслы, когда проверяются разные идеи, ставятся задачи артистам… Это обычная практика. Поскольку мы делаем что-то совместное, то я в своих постановках склонен слушать артиста. Это очень интересно и полезно. Когда актёр понимает, что и о чём он говорит, то это залог хорошо созданной роли, хорошего спектакля.
— Андрей Андреевич, у вас есть любимый жанр спектакля?
— Я люблю спектакли, которые трогают за душу. И не имеет значения, какой это жанр. Если спектакль интересно сделан, его интересно смотреть, то не важно, кто его написал и в каком жанре. Есть выдающиеся спектакли, поставленные как по классическим произведениям, так и по современным пьесам. Есть шикарные комедии и драмы, от которых невозможно оторваться. Думаю, это не очень правильно говорить «любимый жанр». Так сразу ограничиваешь себя в выборе и можешь пропустить уникальный спектакль, из которого мог бы взять что-то глубокое, полезное для себя.
—А возможно ли что-то изменить в спектакле после премьеры?
— Если брать знаменитых режиссёров, то они могут вносить достаточно крупные изменения в уже созданный спектакль. Даже неважно, первый это показ или второй. Важно то, что происходит со спектаклем и что происходит вокруг. Порой некоторые сцены просто меняют своё звучание по прошествии времени. Иногда изменения на самом деле требуются. В идеале, конечно, однажды созданный спектакль должен оставаться неизменным.
— Есть ли какая-то основная целевая аудитория у Коласовского театра? Кто чаще посещает вас?
— Я лично не склонен однозначно делить зрителей. Понятно, что сказки — для детей, а вечерние спектакли — для взрослых. Хотя некоторые сказки смотрят с удовольствием и взрослые, а на вечерние постановки с интересом приходят дети. Мы не уделяем много внимания какой-то градации, потому что понимаем, что должны охватывать максимальную аудиторию. При планировании репертуара учитывается то, что будет интересно и детям, и молодёжи, и старшему поколению.
— У вас готовится что-то новое? Какие спектакли нам ждать на витебской драматической сцене?
— Сейчас идёт работа над спектаклем «Фанцікі» по пьесе знаменитого комедиографа Рея Куни «Смешные деньги». Также к началу работы готовится постановка спектакля «Выбар» по пьесе белорусского драматурга Алексея Дударева.
— Спасибо за интересную беседу!