«В канун войны»

Абитуриент Культура Поэзия

«Война противоречит человеческой природе, никто не может оправдать её существование», – писал Василий Быков. Ещё с каменного века люди начали вести военные конфликты, и ни к чему хорошему, как правило, это не приводило. Любая борьба – это кровь, слёзы, потеря надежд на счастливое будущее… Ещё вчера ты был молодым человеком с большими планами на жизнь, а сегодня стоишь на защите своей Родины с оружием в руках. Про это и рассказывает нам в своем стихотворении «В канун войны» Юлия Друнина. Произведение относится к гражданской лирике с философским подтекстом.
Поэтесса Юлия Владимировна Друнина родилась 10 мая 1925 года. А ровно через двадцать лет в эту дату народ проживал свой первый мирный день после завершения Великой Отечественной войны. День Победы стал одним из главных праздников для поэтессы, прошедшей войну, потерявшей там здоровье, но несломленной духом.
В первой части произведения «В канун войны» рассказывается про последнюю мирную ночь в Бресте 1941 года. Идут репетиции самодеятельного хора и спектакля по пьесе «Ромео и Джульетта».
Да, репетиции сегодня затянулись,
Но не беда: ведь завтра выходной.
Герои еще не знают, что это последние минуты их спокойной жизни. Автор стремится донести читателям, что всегда нужно ценить то, что есть сегодня, ведь завтра это всё можно потерять. Сразу вспоминается произведение Василия Быкова «Журавлиный крик». В нём писатель рассказывает о шести людях с разными судьбами, которых связало одно большое горе – война. Они так же, как и герои стихотворения Юлии Друниной, мечтали о счастливом будущем, но жизнь оказалась несправедлива по отношению к мирным людям.
Стихотворение написано пятистопным ямбом, что придаёт ему напряжённое и взволнованное звучание. Мы сразу можем представить себя на месте тех людей, мир которых рухнул утром 22 июня. Смерть. Боль. Потери. «Брест в сорок первом». Использование аллюзии на конкретные события помогает чётко понять, о чём будет идти речь в произведении, даёт возможность переосмыслить историю. Эпитет «сладко спящих улиц» символизирует покой, умиротворение. Мы никогда не будем моложе и счастливее, чем сейчас. И даже радость от того, что «завтра выходной», не даёт полностью прочувствовать вкус свободы, ведь только одному Богу известно, что нас ждёт впереди. «Девочка-жена» сравнивается с Джульеттой, которая так же безумно влюблена. Я считаю это символичным, ведь в конце пьесы главные герои погибают, а в стихотворении «В канун войны» погибает счастье влюблённых.
В произведении используется повтор («Брест в сорок первом. // Ночь в разгаре лета»). В первом случае эти строки описывают город в то время, когда ничего ещё не предвещало беды, а во втором – та самая «ночь в разгаре лета» стала ключевой в истории нашей страны. 22 июня 1941 года мирная жизнь остановилась – началось выживание. Несмотря на множество потерь, кровь, слёзы, наш народ не отступил от своей цели – победить. Даже в самые тяжёлые периоды люди оставались сплочёнными, верными своей Родине, сильными духом. В произведении Бориса Васильева «А зори здесь тихие» показывается жестокое отношение гитлеровцев к советскому народу, а в особенности к женщинам. Но воевали с врагом все, даже дети, и именно объединение поколений помогло в неравной схватке одержать победу над фашистской Германией. Всегда нужно быть в первую очередь человеком. «Если вы знаете врага и знаете себя, вам не нужно бояться результата сотни сражений», – говорил Сунь-Цзы.
Риторические восклицания («И тишина, такая тишина! // Летят последние минуты мира!») выражают в стихотворении тревогу о будущем. Тишина была звенящей в этот предрассветный час. Но всего через несколько минут начнется четырёхлетний ад, однако герои произведения пока этого не знают. Метафора «летят минуты» подтверждает, что время идёт очень быстро, настолько, что не успеваешь собраться с мыслями. Конечно, люди, которые пережили то время, чувствовали только страх. Многие вспоминали своё прошлое и тот час, когда были уверены, что хуже проблем и быть не может. Оказалось, может. Поэтому нужно жить так, чтобы не жалеть о прошлом, о своих поступках. Благодаря антитезе «мрачная трагедия – забавная игра» подтверждается мысль о том, что в противовес каждой проблеме найдётся проблема покрупнее.
В конце произведения поэтесса использует недосказанность («Покажется забавною игрой…»). Это даёт читателю возможность погрузиться в военное время, ощутить то, что чувствовали наши предки тогда. И это хороший приём, чтобы связать поколения, пробудить в читателе чувство патриотизма.
Таким образом, стихотворение Юлии Друниной «В канун войны» описывает начало великой трагедии. Это событие стало одним из кульминационных в ХХ веке. Сейчас я стою на пороге будущего и понимаю, что без любви к Родине нельзя достичь в жизни высот. Поэтому всегда нужно помнить историю своего народа и передавать её своим детям.



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *