Существует понятие genius loci, или «дух места», которое определяет уникальность каждого города и создает его особую атмосферу. Это выражается через старинные храмы, городскую скульптуру и тихие узкие улочки, но прежде всего через легенды и предания, связанные с этими местами. В Могилеве можно найти множество удивительных историй. Они не только развлекают современных жителей, но и могут раскрыть полезную историческую информацию. Давайте узнаем самые яркие и интересные из них.
МОГИЛЕВСКИЙ ДЕТЕКТИВ
История кармелитского кафедрального костёла Святого Станислава в Могилёве не перестаёт удивлять своей богатой мифологией и легендами. Это выдающееся здание, памятник архитектуры XVIII века, привлекает внимание не только своей красотой, но и скандальными преданиями, связанными с его возникновением.
Одна из таких историй касается события, предшествовавшего постройке февральского костёла, ставшего как бы искупительным даром жителей за убийственное происшествие. 22 декабря 1733 года помещик Зенькович, владелец соседнего имения Любуж, совершил со своими слугами нападение на Могилёв. В результате этого были убиты и ранены многие горожане. С шумом прибыв к ратуше, Зенькович разогнал людей на рынке, портя их товары: хлеб, крупу и пироги. Бегство от разгневанного народа привело его в кармелитский монастырь, стоявший на месте нынешнего костёла Святого Станислава. Именно там разъярённая толпа его всё же нашла и выволокла. Жестоко расплатившись с ним на рынке, тело Зеньковича бросили в реку Днепр.
Этот гневный эпизод оставил свой след — монастырь был разграблен и осквернён. По следам этого инцидента провели расследование, которое постановило, что наказание должно быть коллективным, ведь вина оказалась общей. Решено было за общественный счёт возвести каменный костёл для монахов-кармелитов на прежнем месте. По легенде, якобы сам король распорядился разобрать все каменные постройки и печи деревянных домов для строительства нового храма, в наказание за смерть польского шляхтича.
Так вместо старинной деревянной церкви появился каменный храм, завершённый к 1751-52 годам. Однако миф остаётся мифом, и исследования показали, что подвал и стены костёла сложены из однородного кирпича, что оспаривает любую свидетельствующую о разборке легенду.
ПРЕДСМЕРТНЫЕ РОСПИСИ
Легенда рассказывает об одной из первых деревянных синагог, построенной на Школище во второй половине XVII века. Ее также называют «холодная синагога». У нее была особенная архитектура с ломаной двухъярусной крышей и галереей на первом этаже. Эта синагога стала настолько известной, что похожие появились в Мстиславле в XVIII веке и в Орше в XIX веке.
Почему же синагогу прозвали «Холодной»?
Однако прославилась она уникальными росписями, созданными, по легенде, предком Марка Шагала. Росписи считаются лучшей работой мастера. Около 1710 года художник Хаим бен Ицхак Халеви Сегал из Слуцка расписал синагогу восточными орнаментами. Легенда гласит, что после завершения работы он умер, упав с лесов. Его творение было столь совершенным, что дальнейшая жизнь могла бы его омрачить. Его росписи стали апогеем его творчества и существования, душа стала свободна от физической оболочки.
Статья и рисунки Эля Лисицкого, опубликованные в 1916 году, дали нам представление о внутреннем убранстве синагоги. Долгое время неизвестно было, как выглядело здание снаружи. Оно было разобрано в 1938 году, и не сохранилось ни фотографий, ни изображений. Только в конце 1980-х годов в фондах музея были найдены два рисунка здания. В 2002 году в книге «История могилевского еврейства» появилась фотография синагоги из книги «По следам Ан-ского». (подробнее про автора книги)
ПОТАЙНЫЕ ТОННЕЛИ
В самом сердце Могилева когда-то находился фарный костел Святого Казимира, который, хотя и сохранился лишь частично, продолжает оставаться значимым. Согласно историческим документам, это было первое каменное здание в Могилеве, крупном центре белорусского православия, среди более чем двух тысяч деревянных домов. Немногочисленные прихожане могли наслаждаться звуками семиголосного органа, хотя костел славится не только этим, а своей системой разветвленных подземных тоннелей.
Согласно легендам, ксендзы фарного костела жестоко угнетали горожан, пытаясь навязать униатскую веру, и не гнушались никакими методами убеждения — от пыток до насильственного удержания в склепах как самих жителей, так и членов магистрата. Когда в 1967 году была частично разобрана одна из частей костела, в склепе обнаружили длинные подземные галереи, выложенные кирпичом, которые уходили далеко за пределы самого здания. В этих галереях были обнаружены замурованные скелеты, как одиночные, так и парные захоронения.
Возможно, именно строительство подземной части – казематов – стало причиной затяжного возведения костела. По словам краеведа Иеронима Филипповича, загадки смерти и погребений в нишах костела жертв инквизиции местных католических священников и монахов-иезуитов все еще ждут своего разрешения.
Архитектура губернского Могилева могла бы значительно изменить облик современного города, сделав его более ярким и выразительным как для местных жителей, так и для туристов (подробнее).
Легко представить, как бы преобразили город четыре костела, 27 церквей и четыре синагоги, которыми еще в начале XX века можно было восхищаться, прогуливаясь по тенистым улочкам. И это лишь небольшая часть мифов и легенд, окутывающих Могилев завесой таинственности и загадочности, что лишь усиливает интерес к изучению родного края и событиям, оставшимся в прошлом.