Покупатели без инвентарных корзин не обслуживаются!

«Покупатели без инвентарных корзин не обслуживаются!» Такие надписи часто можно видеть при входе в торговый зал в магазинах самообслуживания. Правомерно ли такое требование? Предположим, покупатель хочет приобрести лишь упаковку чипсов или пачку печенья. Зачем в таком случае брать корзинку и носить ее по всему магазину? Для того лишь, чтобы опустить в нее 200 граммов лакомства? Да, именно так. Иначе на кассе вас могут и не обслужить. Лично столкнулся как-то…

При входе в универсам я всегда беру корзинку. Но на днях была такая ситуация. Возле камеры хранения оказалось такое столпотворение, что до инвентарной тары не добраться. Решил идти в торговый зал налегке, тем более что мне нужна была только пачка пельменей. С этой пачкой направился в кассу, а там мне говорят: «Покупатели без…». Говорю кассирше: «У меня пачка пельменей, а не авоська продуктов». А она в ответ: «Вас никто не будет обслуживать без корзины». Пришлось подчиниться и идти к камере хранения за злосчастной корзинкой.

Разумеется, корзины предназначены для нашего удобства. Чтобы аккуратно опустить в них продукты, ничего не разбив и не просыпав. Вряд ли стоит ходить с продуктами за пазухой или в авоське, а на кассе выкладывать их на транспортер. Более того, если вы находитесь в торговом зале без корзины и кладете продукты в карман, чтобы потом предъявить на кассе, сотрудники магазина наверняка станут подозревать вас в воровстве. Поэтому требование брать корзины, на первый взгляд, правомерное.

Многие супермаркеты просто нашпигованы системами слежения и охранниками с рациями, постоянно переговаривающимися между собой. Порой возникает впечатление, что находишься не в продуктовом магазине, а в аэропорту, по слухам, заминированном террористами. И люди в черных костюмах страстно желают вас обезвредить. При этом в первую очередь внимание охранников привлекают те покупатели, которые осмелились войти в торговый зал без корзинки…

Посмотрим на ситуацию с другой стороны. Если представить, сколько людей в течение дня берет одну и ту же корзину, которая, не исключено, побывала в руках больного чесоткой, логичен вопрос: а нужна ли вообще инвентарная тара? Кто может гарантировать то, что корзинка будет идеально чистой после каждого покупателя? Согласно здравому смыслу, вряд ли нужно требовать наличие корзины при покупке, например, презервативов или сигарет. А практике дело обстоит иначе.

Для обеспечения сохранности вещей покупателя (хозяйственных сумок, пакетов, портфелей и др.) магазин должен оборудовать специальное место. А если вы хотите пользоваться своей, специально взятой из дома, сумкой? Не получится. В магазине можно пользоваться только выданной здесь же инвентарной тарой (корзиной, тележкой). Правда, в некоторых магазинах не всегда удается найти лишнюю корзину. На входе стоят только громоздкие «тележки». Кто их катает? Да еще в таком количестве они, что если всех их разберут покупатели, то продвигаться по магазину будет невозможно…

Позволим себе процитировать «Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания» (утверждены постановлением Совета Министров Беларуси 7 апреля 2004 г. № 384). «При продаже товаров методом самообслуживания в продовольственных магазинах отбор покупателями товаров производится в корзины, тележки и другие подобные средства (далее – инвентарная тара), предназначенные для транспортирования товаров. – говорится в документе. — Отобранные покупателем товары должны находиться в инвентарной таре до их оплаты».

В предыдущих «Правилах торговли…», действовавших с ноября 1992 г., данная норма звучала гораздо жестче: вход покупателей в торговый зал самообслуживания без инвентарной тары был воспрещен. Покупателю запрещалось помещать неоплаченный товар в свою сумку до расчета за покупку. Как видим, налицо шаг в сторону цивилизованной торговли. Нас уже перестали всех огульно считать ворами.

Полагаем, сейчас все понятно. Выдержки из нормативных документов есть в «Уголке покупателя», который имеется в каждом магазине. Подчеркнем, что упомянутые новые «Правила» не заставляют покупателя брать инвентарную корзину. Нет в них уже и запрета на вход в торговый зал без инвентарной тары. Равно как и запрета обслуживать покупателей без инвентарных корзин.

Пора, видимо, заменить надпись «Покупатели без инвентарных корзин не обслуживаются!» на более лояльную: «Пожалуйста, возьмите инвентарную корзину!» В конце концов так и должно быть: магазин — для покупателя, во-первых. И уж покупатели — для магазина, во-вторых. Поэтому будем взаимно вежливы!

Поделиться:
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *