А вот в Европе…Стоп. А почему мы всегда сравниваем себя с Европой? Разве у нас нет тех же самых талантливых людей, творчества и…ярких городских улиц? «Веб-журналист» решил узнать, как в Минске обстоят дела с граффити. Нашим гидом по городу стал райтер под ником Quant.
О себе
Когда ты начал рисовать? И почему именно граффити?
— Моя творческая деятельность началась в 2009 году, хотя интересоваться граффити начал еще в 2004-ом. Только когда появился доступ в интернет, мне удалось увидеть много работ популярных граффити-художников тех времен: команды True Stilo, райтеров Arso и Odes. Сам же я особо не пытался рисовать, лишь развивал свою подпись (тег).
Ул. Октябрьская , граффити: Quant
— Толчком к развитию моего творчества стала поездка в Берлин в 2009 году. Этот город — мекка европейского граффити. Там не было ни единого свободного места на стенах: всё вдоль и поперек изрисовано граффити. Уровень же рисунков, по сравнению с нашим, был просто зашкаливающим.
Приехав домой, я понял, что хочу этим заниматься. Благодаря баттлам на специальном сайте, я получил большой опыт и вышел на неплохой уровень. Побеждал в конкурсах серьезных художников (к примеру, StreetAwards 2012). Учился всему сам, художественного образования не имею.
В каком стиле рисуешь?
— Рисую в классическом стиле, с элементами Wils Style и добавлением современных фишек.
О граффити
Как ты думаешь, далеко ли минским граффити до европейского уровня?
— Сейчас состояние граффити в Минске не самое лучшее. Активистов с каждым годом всё меньше. Причин, конечно, множество. У кого-то возникают финансовые трудности (краска всё-таки вещь не из дешёвых), а кого-то отпугивает отсутствие перспектив в художественном плане. Все это накладывает отпечаток на уровень и количество работ в Минске и в Беларуси. Культура держится в основном на энтузиастах.
— Я заметил, что в обществе не особо котируются шрифтовые композиции. Подтверждение моим словам можно найти на общественных форумах после граффити — фестивалей. Всё это может быть красиво, но непонятно большинству. И пока люди не смогут принять граффити как неотъемлемую часть городского пейзажа, то мы по-прежнему будем на голову ниже даже не Европы, а России, где чувствуется развитие.
— Все это касается качественного граффити, а не грязного теггинга, порчи имущества, царапания стекол и т.д. Граффити многогранно, но на фасадах домов лишь грязь. Именно поэтому такое отношение.
Справка от websmi.by
Теггинг (англ. tagging) — вид граффити, представляющий собой быстрое нанесение подписи автора на какие либо поверхности, зачастую в общественных местах. Отдельная подпись называется «тег»
Что же тогда можно сказать о стрит-арте?
Справка от websmi.by
Стрит-арт (англ. Street art — уличное искусство) — направление в современном изобразительном искусстве, отличительной особенностью которого является ярко выраженный урбанистический характер. Основной частью стрит-арта является граффити , но нельзя считать, что стрит-арт это и есть граффити.
— В направлении стрит- арта ситуация получше. Организации с удовольствием расписывают свои здания концептуальными проектами художников, проходит много выставок, фестивалей, проводятся рекламные акции и джем-сейшены. А если хоть что-то есть — уже хорошо. Развитие наблюдается.
— Многие путают стрит- арт с классическим граффити. Нет, это разные вещи! Кстати, из-за этого ошибочного мнения происходит недопонимание при общении с клиентами.
— Могу сказать, что наши стрит- арт художники вышли на отличный уровень. Перед иностранными гостями уж точно не будет стыдно. Для примера, на улице Октябрьской есть всем известные работы белорусско-бразильского сотрудничества.
— Но пока в Минске не появится больше легальных стен, большего количества «джемов», мы так и будем на шаг дальше от Европы, России, остального мира.
А если бы не было контроля над райтерами, не стали бы они намеренно «портить» здания?
— Здания будут портить всегда. ВСЕ с этого начинают, это данность.